В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Новости / Совершенствование нормативно-юридической базы российской ломозаготовительной отрасли


← Все новости

Совершенствование нормативно-юридической базы российской ломозаготовительной отрасли

15 июля 2015 

Совершенствование нормативно-юридической базы российской ломозаготовительной отрасли

Как сообщил на конференции Виталий Некрасов, исполнительный директор Союза региональных объединений заготовителей и переработчиков лома и отходов черной и цветной металлургии («Союзлом», Москва), президент НП «Центрвторцветмет», юридическая база российской ломопереработки была создана в 1996 году. Он базируется на постановлении правительства РФ о введении лицензирования, принятия положения о лицензировании и начала регулирования рынка. До этого, после развала СССР, лом в массовом порядке вывозился за рубеж, в основном, через Прибалтику. Создание нормативной базы помогло упорядочить этот рынок вторичных черных  и цветных металлов.

Нормативная база постоянно обновляется. Казалось бы, действуют Федеральный закон  о лицензировании, Положение о лицензировании, утвержденное постановлением Правительства РФ, Правила на основе  Федерального закона «Об отходах производства и потребления»  и дополнений к нему. Но, кроме этого, на нормативную базу ломозаготовителей и переработчиков еще дополнительно регулирует другая нормативная база, причем часто со спорными моментами. В результате  ломозаготовители нуждаются в защите  своих интересов  в лице общественных союзов. В последнее время  число обращений ломозаготовителей и переработчиков к нам в «Союзлом» и коммерческое партнерство не снижается – а даже растет. Постоянно обращаются ломозаготовители за консультациями, поскольку местные надзорные органы, УВД, прокуратура, налоговые органы - постоянно наезжают  на ломовиков, показывают свою власть.

 После введения ныне действующего положения о лицензировании от 2012 года появились моменты, ставшие причиной конфликта интересов.  Например, при названии вида деятельности ввели понятие  хранении лома. Это не основной вид деятельности – но это потребовало переоформления лицензии у всех участников рынка, так как появился новый вид деятельности – «заготовка, переработка, хранение и реализация лома черных и цветных металлов».   Ну и естественно значительные финансовые расходы у каждого участника этого рынка. Кому это выгодно? Тем, кто выдает лицензии и крупным игрокам рынка, которые таким образом пытались сократить число мелких участников рынка. Логика: мелкие заготовители не нужны, все надо отдать на откуп крупным компаниям, аффилированных с комбинатами.

 

Еще одно требование Положения – наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и  технической документации… соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из  мест ее осуществления.  То есть на каждой площадке лицензиат должен все это иметь. Вроде бы правильно -  хотя зачастую они по техпроцессу не требуются там, где возможно обойтись без капитальных сооружения, с помощью модульных строений. И до последнего времени имелось понимание между участниками рынка и властями. Но не во всех регионах. Например, надзорные органы Самарской области начали требовать, чтобы на каждом участке были капитальные строения. Иначе это считается нарушением лицензионных требований. И таких случаев гораздо больше чем, хотелось бы. Поэтому нормативные документы не должны допускать двоякого толкования, противоречащего здравому смыслу.

Или еще случай – на железнодорожной станции Красноярска  транспортная полиция требовала отдельные лицензии на заготовку, переработку, хранение и транспортировку и реализацию. То есть несколько лицензий вместо одной, где все эти виды деятельности прописаны. В ходе длительных переговоров и  разъяснений этот вопрос был снят.

Казалось бы, все вводимые  и разрабатываемые проекты нормативных актов действующие в сфере лома и отходов черных и цветных металлов, направлены на совершенствование нормативной базы и должны помогать всем, кого они касаются. Но, к сожалению это все не так, особенно много спорных моментов возникает при применении нормативных актов, относящихся к сфере заготовки и переработки косвенно.

 Вот парадокс применения Закона о контрольно-кассовых аппаратах. Надзорные органы требуют, чтобы кассовые аппараты применялись теми, кто отдает деньги ломосдатчикам, то есть организации, принимающие лом у населения. Но они используют приходно-расходные документы – и для них кассовые аппараты не нужны. В законе это четко не прописано – поэтому в одних регионах надзорные органы требуют использование кассовых аппаратов в обязательном порядке, в других – ломозаготовители отстаивают  абсурдность таких действий.

Саморегулируемая организация Ruslom.cом в последнее время активно поднимает этот вопрос и намерена его решить. Поскольку с точки зрения здравого смысла контрольно-кассовая  техника не должна использоваться при покупке лома.

Важный фактор также – взимание налог на добавленную стоимость (НДС) с физлиц (ломосдатчиков). В результате число легальных сдатчиков значительно сократилось, поскольку многие не хотят платить этот налог. Потери – до одного миллиарда рублей по отрасли в целом.  Поскольку такой подход загоняет участников рынка в тень.

С одной стороны, государство декларирует, что полезная деятельность участников рынка помогает вовлечь в хозяйственный оборот ценные вторичные ресурсы и улучшить экологическую ситуацию. Но с другой стороны, своими нормативными актами государство создает такие  условия, что число игроков рынка сокращается.

 Существует еще ряд нормативных документов, влияющих на деятельностьломозаготовителей и переработчиков. Пример – проект постановления  Правительства о лицензировании деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов  1-4 классов опасности. Минприродных ресурсов пыталось его протолкнуть в срочном порядке и ввести в действие с 1 июля 2015г. Когда мы прочитали проект постановления, то волосы встали дыбом!

Если бы, как предполагалось, оно было введено в действие с 1 июля 2015 года – то остановило бы деятельность всей ломозаготовительной отрасли, так как лом и отходы черных и цветных металлов в соответствии с Федеральным каталогом отнесены к разным классам опасности. В результате  введения этого проекта постановления все ломозаготовители и переработчики в срочном порядке должны были получать новые очень дорогостоящие лицензии или прекратить свою деятельность. Анализируя этот проект можно сделать вывод, что он создан не для наведения порядка в работе с опасными отходами, а для дополнительного, значительного извлечения средств от тех кто занимается этим видом деятельности. Проект явно готовился в интересах экологических служб  и в ущерб ломозаготовителям.

В этой связи Союзлом и НП «Центрвторцветмет» провели в Московской ТПП «круглый стол» специалистов, обсудили это проект и пришли к мнению, что в такой редакции это положение только навредит и сократит число организаций и лиц, работающих и обезвреживающих опасные отходы. Свое мнение мы направили  ТПП России, которая поддержала наше  мнение и, в свою очередь, направила соответствующее обращение в Минприродных ресурсов. После этого частично действие проекта постановления по получению новых лицензий перенесено.

Да и вообще то  внесение в это положение лома черных и цветных металлов можно оспаривать. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся законной деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, имеющие соответствующую лицензию, не занимаются видами деятельности (работами), указанными в проекте этого постановления (напрмер, утилизацией и захоронением). Введение к ним дополнительных требований является административным давлением, со стороны государства ведет к значительным  дополнительным финансовым расходам, нарушает законные интересы организаций и граждан и во многом противоречит принципам лицензирования, установленных Федеральным законом ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Теперь по постановлению Правительства России «О внесении изменений в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта, в том числе на лом черных и цветных металлов».

       Внесение лома черных и цветных металлов в этот перечень –  попытка о государства регулировать внутренний рынок ломов, путем ограничения или запрета экспорта. Это постановление также вызвало резкий протест не только ломозаготовителей, но и металлургов. Потому что запрет экспорта лома даст обратный эффект.

Попытки ограничения экспорта лома уже были ранее. Имеются прецеденты отмены введенных ФТС ограничений на экспорт лома в судебном порядке по обращению российских ломопереработчиков. Так, 2 декабря 2008 г. Федеральная таможенная служба выпустила Приказ №1514 об ограничении пунктов пропуска лома и отходов черных металлов, оставив только незначительные для целей экспорта порты, например, Магадан, Петропавловск-Камчатский. В результате последовавшей серии судебных разбирательств участники рынка получили решение Высшего арбитражного суда РФ об отмене этого приказа и компенсации причиненных убытков.

Сегодняшний экспорт  черного  лома в объеме около 3,5  - 4,0 млн. т в год не является и не может являться существенным фактором ценообразования на рынке лома при общем годовом потреблении металлолома в РФ в 45 млн. тонн. Кроме того, экспорт лома в последние годы демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению под действием рыночных факторов на фоне роста внутреннего потребления металлолома. В то же время, экспортеры этого сырья представляют большую группу предприятий и организаций, занятых в сфере обращения с ломом и отходами металлов, с выручкой около 900 млн. долларов США в год, современным производственным оборудованием, с десятками тысяч рабочих мест, укомплектованных квалифицированным персоналом, с успешной историей развития за последние 20 лет, со сложившейся репутацией на международной арене. Кроме того, рассматривая динамику объемов экспорта металлолома, можно говорить о том, что наличие экспорта является стабилизирующим фактором как для цен на внутреннем рынке, так и для объемов заготовки лома и баланса спроса и предложения. Очевидно, что запрет или заградительная пошлина на экспорт лома черных металлов снизит его цену на внутреннем рынке и через это немедленно окажет резко отрицательный эффект на показатели ломосбора.

 Ну а про экспорт лома цветных металлов вообще можно не говорить. К сожалению, в нашей стране из-за резких сокращений производства в машиностроении и других отраслях спрос на цветные металл, в том числе и вторичные, упал. По этому, и вынуждены заготовители лома цветных металлов делать их них сплавы и отправлять на экспорт. И сюда уходит около 60% всех заготовленных ломов. Государство  и так, с целью ограничения экспорта лома поднимало вывозные таможенные пошлины до 50%, чтобы сделать экспорт нерентабельным. Но все ломозаготовители и переработчики вторичных цветных металлов заявляют, если бы в стране был спрос на их продукцию, экспорт сократился бы в разы и это ценное вторичное сырье осталось бы в России и работало на развитие ее экономики.

В этой связи Правительству следует  рассмотреть иные варианты по стабилизации цен на стальную продукцию в РФ, помимо ограничения экспорта лома и отходов черных металлов.  Специалисты, работающие в этой подотрасли готовы принять активное участие в обсуждении проблемы и поиске ее решения.

Подводя итоги о действии юридической базы в ломозаготовительной подотрасли, можно отметить, что база – весьма обширна, очень часто меняется, причем не всегда в лучшую сторону, часто изменения служат чьим-то интересам. Довольно часто государство, в лице некоторых министерств и ведомств, объясняя свои действия необходимостью регулирования и защиты государственных интересов, меняет правила игры, вынуждая сокращать число участников рынка, что сокращает ломосбор.

И самое важное, что при подготовке различных правовых актов недостаточно привлекаются специалисты, работающие в этой сфере. А если привлекаются, то от крупных металлургических компаний организаций, таких как  Русская сталь, Русал, УГМК и др., которые защищаю свои интересы, но не в коем случае  не интересы независимых ломозаготовителей, которые заготавливают в стране 60-70% всего заготавливаемого лома. Поэтому важным фактором для  участия независимых ломозаготовителей на рынке лома и отходов является их объединение в союзы, ассоциации и т. д.

В настоящее время независимые ломозаготовители и ломопереработчики уже не настолько разрозненны, как ранее. Существует ряд ассоциаций и объединений, функционирующих по региональному признаку. Работают достаточно крупные компании, оперирующие значительными объемами ломозаготовки. Тем не менее, возможности полноценно лоббировать свои интересы и защищать свой бизнес могут только представители крупных компаний, остальным этого в полной мере не удается, в силу разобщенности и сильной децентрализации рынка. Они становятся объектами нападок стороны недобросовестных представителей надзорных, лицензирующих, административных и т.п., органов, и бороться с ними подчас очень трудно, а часто и вообще невозможно. В отдельности  никто из компаний повлиять на ситуацию на рынке лома, в подотрасли не сможет. Практически отдельные голоса одиночек никто не услышит.

Наиболее действенным инструментом действия ломозаготовителей может стать создание саморегулируемой организации (СРО). Одним из ключевых факторов успеха работы СРО в области ломозаготовки и переработки станет наличие на рынке крупной, объединяющей как можно большее количество участников рынка организации. Конечно, идеальным было бы создание одной такой организации. Это позволило бы  достичь наибольшего эффекта концентрации и не распылять полномочия и силы между несколькими СРО, как в свое время произошло у строителей, первыми  в стране начавшими создание СРО. Членство в саморегулируемой  организации предусматривает   новые возможности в обеспечении конкурентного преимущества на рынке и защиты интересов ее членов, осуществления взаимодействия с государственными и надзорными  органами  Руководящие органы СРО  обладают полномочиями и обязанностями, делегированными им государственными органами власти и членами  этой организации

 В ломозаготовительной подотрасли в настоящее  время существует только одна СРО. Одной из основных причин такого отставания, по мнению Союзлома, является отсутствие стимула для  их создания. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие в сфере заготовки, переработки и реализации лома черных и/или цветных металлов, осуществляют этот вид деятельности на основе лицензий, получаемых от регионального  лицензирующего органа. Поэтому необходимости вступления в СРО заготовители и переработчики металлолома не видят. Ситуация сможет в корне измениться в случае отмены лицензирования на этот вид деятельности или введения обязательного членства участников рынка металлолома в СРО. Объединение независимых ломозаготовителей в СРО позволит во многом решить имеющиеся у них проблемы на рынках, во взаимоотношениях с потребителями, развития технической и технологической документации и еще многие вопросы.



Новости

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?
пирожок с икрой

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
Rambler's Top100 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта