В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №11 (ноябрь 2003) / Право на негационные иски
← оглавление номера

Право:

Право на негационные иски

  

Продолжая знакомить аудиторию журнала с ее правами по отстаиванию интересов перед налоговыми органами, постараемся осветить один из самых спорных вопросов современного российского права – возможность предъявления налоговым органом негационных исков, то есть исков о признании гражданско-правовых сделок недействительными. По этому вопросу противоречивы не только мнения юристов, но и судебная практика.

Интересно то, что, как правило, сторонниками права налогового органа подавать иски о признании гражданско-правовых сделок недействительными являются сами представители налогового органа. Однако, как ни странно, они апеллируют не к Налоговому кодексу, а к гражданскому законодательству.

Действительно, статья 166 ГК «Оспоримые и ничтожные сделки» гласит: «Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе».

Конечно, заинтересованными лицами могут быть не только стороны сделки, но и государство в лице его органов. Иное положение создало бы предпосылки для бесконтрольного и безнаказанного злоупотребления правом со стороны субъектов гражданских правоотношений.

Немало масла в огонь подлил Конституционный суд, который своим определением от 25 июля 2001 г. ? 138-О «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» пояснил, что в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе – в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов – осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».

Приводится еще один потрясающий довод, который, кроме как к логической петле, ни к чему не приводит, и вот в чем его смысл. Согласно положениям статей 1 и 2 НК РФ, Налоговый кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Далее, в соответствии с постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. ? 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснено, что часть первая НК РФ не подлежит применению к правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Таким образом, по мнению представителей налоговых органов, в ст. 31 НК РФ определены только те права налоговых органов, которые они вправе осуществлять во властных правоотношениях по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Проще говоря, налоговые органы утверждают, что Налоговый кодекс устанавливает не все права, которыми может обладать налоговый орган, или иначе, правоотношения по обращению государственных органов в арбитражные суды и суды общей юрисдикции в защиту интересов государства по мотиву недействительности сделок на основании ст. 2 НК РФ не относятся к группе правоотношений, регулируемых НК РФ.

Таким образом, по мнению некоторых юристов, положения ст. 31 НК РФ не исключают права налоговых органов на обращение в арбитражные суды с исками о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Даже учитывая вышеизложенное, у налоговых органов отсутствует право на подачу в суд подобных исков. На то есть веские причины:

– нормы ст.166 ГК РФ не могут служить основанием для предъявления налоговым органом иска о признании сделки недействительной (далее ИСК). Это утверждение основывается на том, что налоговый орган нельзя отнести к кругу «заинтересованных лиц», которых ГК наделяет правом подачи указанных исков, так как применение последствий недействительности ничтожной сделки является способом защиты гражданских прав (ст.12 ГК), а налоговые органы гражданскими правами по сделкам, которые они пытаются признать недействительными, не наделяются. Также, в силу п.3 ст.2 ГК РФ, нормы последнего не применяются к налоговым отношениям, поэтому правила ст.166 ГК РФ не могут определять компетенцию налогового органа.

Кроме того, налоговые органы (как, впрочем, и любые другие государственные) вправе осуществлять только те действия, которые прямо разрешены им законом;

– в настоящее время нормы налогового права не предоставляют налоговым органам права на обращение в суд с ИСКАМИ. Об этом говорят следующие факты. Первоначальная редакция ст.31 НК (до 18 августа 1999 г.) предусматривала такое правомочие налоговых органов. Однако ФЗ РФ от 09 июля 1999 г. ?154-ФЗ право налоговых органов на предъявление исков о признании сделок недействительными исключил (до настоящего времени такого права у налоговых органов по НК нет). Ссылки на п.11 ст.7 Закона РФ «О налоговых органах», предусматривающий право на предъявление исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, на сегодняшний день некорректны в силу противоречия их НК РФ, а именно:

– НК РФ к общим принципам налогообложения в РФ, которые устанавливаются непосредственно НК РФ, относит определение прав и обязанностей налоговых органов (подп. 4 п.2 ст.1 НК РФ). То есть НК РФ однозначно исходит из того, что права и обязанности налоговых органов могут быть установлены только в нем самом;

– Закон РФ «О введении в действие части первой НК РФ» в ст.7 устанавливает, что федеральные законы, принятые до вступления в силу части 1 НК РФ и не утратившие силу действуют в части, ей не противоречащей. Следовательно, Закон РФ «О налоговых органах», предоставляя налоговым органам дополнительные правомочия, не предусмотренные НК, приходит в прямое противоречие с кодексом и, соответственно, не подлежит применению в этой части.

В результате высказанных двух доводов вышеупомянутая логико-правовая петля постоянно возвращает нас к статье 31 Налогового кодекса, в соответствии с которой налоговые органы не имеют права на негационные иски, кроме тех случаев, когда, в соответствии со статьей 173 ГК РФ, налоговый орган является лицензирующим органом. Но в этом случае речь идет о видах деятельности, на право осуществления которых налоговый орган выдает лицензии и вследствие этого является органом, осуществляющим контроль и надзор за этими видами деятельности.

Обратимся теперь к указанному определению КС РФ. Казалось бы, действительно, в определении содержится прямое указание на право налоговых органов подавать в суд иски о признании сделок недействительными. Но это не так. В целом определение не посвящено рассмотрению вопроса о праве налоговых органов подавать иски в контексте всего российского законодательства. Напротив, оно посвящено рассмотрению другого вполне конкретного вопроса. Поэтому приведенная цитата не может свидетельствовать о том, что КС сформировал свою позицию, обязательную для всех правоприменителей; кроме того, деятельность государственного органа в любом случае строится на основе полномочий, указанных в законе. КС не вправе наделять налоговые органы дополнительными правами.

Конституционный суд РФ высказался о праве налоговых органов на предъявление исков о признании сделок недействительными только при установлении недобросовестности налогоплателльщиков при уплате налогов через банки. О подобном праве налоговых органов в отношении иных сделок Конституционный суд РФ не упоминал!

Таким образом, на сегодняшний день налоговые органы иски о признании сделок недействительными подавать не вправе – ни с позиций Гражданского кодекса РФ, ни с позиций Налогового кодекса РФ, ни даже с точки зрения Конституционного суда РФ!

Телефон для консультаций: +7 904 381 7851

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта