В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов

Главная Новости Журнал Аналитика Статьи Тендеры О компании Рекламодателям Подписчикам Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы - ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №1 (январь 2004) / Инвестиции без амбиций
← оглавление номера

Инвестиции:

Инвестиции без амбиций

Ольга Денисова, обозреватель 

ИНВЕСТИЦИИ БЕЗ АМБИЦИЙ

Значительная часть промышленного комплекса Урала основана еще в середине прошлого века, и до сих пор многие из этих заводов работают на старых и технологиях. Хотя ежегодно на модернизацию производства направляются миллионы долларов из карманов иностранных инвесторов.

Еще в конце 2002 г. свердловское правительство разработало и приняло «Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г.», реализация этой программы напрямую зависит от привлечения в промышленность Среднего Урала инвестиций. Необходимо до 2015 г. привлечь $ 50 млрд. По неофициальным данным 2003 г., объем инвестиций составил более $ 500 млн.

В большей степени иностранных инвесторов интересуют экспорто-ориентированные отрасли (в особенности черная и цветная металлургия), однако производство, ориентированное на внутренний рынок, также представляет подходящий плацдарм для реализации совместных уральско-иностранных проектов. Большой интерес для иностранных компаний представляют проекты, связанные с разработкой полезных ископаемых, извлечением ценных компонентов. На сегодняшний день создан ряд таких предприятий, совместные проекты реализуются полным ходом.

Однако, несмотря на инвестиционную привлекательность Урала, существует масса «отпугивающих» факторов. Так, экологическая обстановка на Урале является сильным тормозом устойчивого развития региона. Кроме того, отсутствуют существенные льготы и гарантии для иностранных инвесторов, нет и законодательной активности в создании налоговых преференций со стороны властей. 

УГМК: ставка на перспективу

В феврале прошлого года на Шадринском автоагрегатном заводе Уральская горно-металлургическая компания запустила первое в России массовое производство автомобильных теплообменников по технологии «Купробрейз». Поставщиками оборудования и материалов выступили немцы и американцы.

Технология «Купробрейз» - это не имеющий аналогов технологический процесс, кардинально меняющий весь цикл производства радиаторов. Преимущества технологии состоят в том, что в пайке используются твердые припои на основе меди, не содержащие свинца, что обеспечивает большую прочность конструкции и экологическую безопасность процесса производства. Детали радиатора изготавливаются из медно-латунных материалов с легирующими добавками, что повышает их механическую прочность, дает возможность делать их более тонкими и ведет к уменьшению веса радиатора. В целом конструкция теплообменников и технология производства позволяет повысить теплоотдачу в традиционных изделиях, а также выйти на изготовление принципиально новой продукции, соответствующей стандартам Евро-2 и Евро-3, - охладителей наддувочного воздуха (ОНВ), где требуется высокий (до 3000С) температурный режим работы.

Производство оснащено уникальным оборудованием, в том числе изготовленной впервые в мировой практике конвейерной печью для одновременной пайки радиаторов разных размеров и высокопроизводительной машиной для изготовления охлаждающей трубки.

Однако, по словам технического директора Уральской горно-металлургической компании Константина Плеханова, процесс продвижения новой продукции сопряжен с несколькими трудностями.

- Дело в том, что отечественные автомобильные заводы, равно как и рынок запасных частей, ориентированы по большей части на теплообменники и радиаторы образца середины прошлого века, поскольку отечественные автомобили, куда они устанавливаются, в лучшем случае произведены по технологиям восьмидесятых годов. С учетом этих факторов проект «Купробрейз» - своего рода ставка на перспективу. Как только в России будут приняты европейские стандарты на двигатели, автоматически рынок придет к нам за данной продукцией. Например, «КамАЗ» для себя стандарт Евро-2 уже принял, готовится к переходу на Евро-3, поэтому все более активно приобретает у нас охладители наддувочного воздуха, изготовленные по технологии «Купробрейз», - говорит Плеханов.

Подготовка производства «Купробрейз» осуществлялась с 2000 г. Капитальные вложения в техническое перевооружение за весь инвестиционный цикл оцениваются в $ 10 млн. Первая очередь производства рассчитана на выпуск 150 тысяч радиаторов в год. В октябре 2003 г. ежемесячный объем выпуска продукции по технологии «Купробрейз» превысил 12 млн. руб. В настоящий момент номенклатура выпускаемых изделий представлена 12 позициями.

Технологии «Купробрейз» отводится ведущее место в стратегии развития радиаторного производства УГМК, предполагающей, что до 2010 г. Шадринский и Оренбургский радиаторные заводы должны будут существенно увеличить свою долю на внутреннем рынке: причем это касается как рынка запасных частей, так и поставок для автозаводских конвейеров.

...и на «большую» реконструкцию

В 2003 г. на металлургическом заводе им. Серова, входящем в состав УГМК, закончился первый этап реконструкции сталеплавильного производства, проводимый совместно с итальянской фирмой Danieli. Это первый крупный проект УГМК в области черной металлургии.

В 2000 г. на предприятии началась реконструкция сталеплавильного производства, которая должна превратить металлургический завод в современный сталеплавильный комплекс. Как уже упоминалось, в июне прошлого года на заводе закончился первый этап реконструкции, в результате которого был установлен агрегат внепечной обработки стали - «печь-ковш» производства итальянской фирмы Danieli.

Установка этого агрегата позволила значительно улучшить технико-экономические показатели производства стали. Теперь завод может выплавлять большее количество стали с принципиально новыми свойствами и повышенного качества. Кроме того, пуск агрегата «печь-ковш» позволил расширить сортамент производимых марок сталей. Еще одно преимущество печи-ковша - снижение расхода дорогостоящих ферросплавов, что привело к снижению себестоимости продукции. Мощность печи-ковша - 650-750 тыс. т стали в год. За октябрь 2003 г. на новом агрегате было обработано 63,4 % от общего количества выплавленного в мартеновском цехе завода им. Серова металла.

Следующим этапом реконструкции является установка электродуговой 80-тонной сталеплавильной печи и вакууматора также производства Danieli. По словам технического директора УГМК Константина Плеханова, на заводе уже началась реализация второго этапа. Планируется, что поставки оборудования начнутся уже в 2004 г. Предполагается завершить второй этап реконструкции в 2005 г. Коммерческие условия контракта между ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» и фирмой Danieli не разглашаются, однако известно, что общий объем инвестиций на реализацию всех мероприятий второго этапа реконструкции оценивается в сумму порядка $ 50 млн.

К реализации третьего, заключительного, этапа реконструкции сталеплавильного производства, предусматривающего установку машины непрерывного литья заготовок, предприятие планирует приступить в 2005-2006 гг.

- На сегодняшний день потребитель требует более высокого качества продукции, которое возможно достичь только на современном оборудовании. С началом эксплуатации печи-ковша мы получили возможность существенно улучшить технико-экономические показатели, в частности снизить эксплутационные затраты и повысить производительность труда, - заявил Плеханов.

Всего на модернизацию сталеплавильного производства металлургический завод им. Серова планирует направить свыше $ 91 млн. По оценкам специалистов, инвестиции окупятся к 2011 г., притом, что завершить реконструкцию сталеплавильного комплекса предполагается в 2007 г.

ММК: с миру по нитке

В 2003 г. на Магнитогорском металлургическом комбинате реализованы инвестиционные проекты, направленные на получение высокодоходной продукции, снижение текущих затрат и повышение производительности.

По словам начальника управления перспективного развития и инвестиционных программ ММК Игоря Бондяева, на предприятии установлен вальце-шлифовальный станок для реверсивного стана итальянской фирмы Techint. Также внедрены АСУ ТП «Плавка» конвертеров ? 1, 2 австрийской фирмы VAI, установлено оборудование хромирования прокатных валков станов холодной прокатки и роликов агрегата горячего непрерывного цинкования, спроектированной и поставленной чешской фирмой Aquacomp hard.

В течение всего прошлого года и в этом году на комбинате внедряется корпоративная интегрированная система управления ресурсами предприятия. Подписан пакет контрактов с Oracle и IВМ, которые являются крупнейшими в мире компаниями в области информационных технологий. Запуск системы запланирован на январь 2005 г.

По словам Бондяева, на комбинате начались работы по созданию современного комплекса, включающего в себя реконструкцию мартеновского цеха, с заменой разливки стали в изложницы на непрерывную разливку и строительство новых сортопро­катных станов. В конце марта 2003 г. с фирмой VAI подписан контракт на поставку двух сортовых МНЛЗ общей производительностью 2 млн. т в год и агрегата «печь-ковш». Их пуск запланирован в 2004 г.

В октябре 2003 г. подписан контракт с фирмой Danieli стоимостью 75 млн. евро на изготовление и поставку оборудования для модернизации сортового производства. Проект такого масштаба, утверждает Бондяев, первый в России. Контракт предполагает поставку трех новых сортовых станов, где будет производиться более 2 млн. т продукции в год.

ВСМПО: конкуренты могут быть сотрудниками

В 2003 г. два ведущих мировых производителя титана - конкуренты в аэрокосмической индустрии, на военном и медицинском рынках, фирмы, работающие в самых высокотехнологичных отраслях мировой экономики: Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) и Allegheny Technologies Incorporated (ATI), США, образовали совместное предприятие - UNIТI - для расширения сбыта технически чистого титана в гражданские отрасли промышленности.

ВСМПО - предприятие, созданное в 30-е годы для обеспечения советской авиации полуфабрикатами из алюминиевых сплавов. В 50-е, для обеспечения оборонных заказов в области авиакосмоса и подводного флота, на заводе началось промышленное производство титана. К концу 80-х годов ВСМПО производило титановых полуфабрикатов в 1,5 раза больше, чем в США, Японии и Европе, вместе взятых.

В настоящее время ВСМПО является мировым лидером в производстве титана. Партнерами российского предприятия являются практически все основные авиа- и двигателестроительные фирмы мира: Boeing, EADS, General Electric, Snecma, Pratt&Whitney, Rolls Royce, Goodrich и др.

ATI - один из лучших в Америке производителей изделий из стали, сталепроката, сплавов и суперсплавов на основе никеля и кобальта, титана и титановых сплавов. Корпорация создана в 1999 г. в результате слияния металлургической компании Teledyne и производителя нержавеющей стали Allegheny Ludlum.

Объединяет российскую и американскую фирму: уникальные производственные и технические возможности, практически одинаковая техническая политика и постоянное стремление к совершенствованию технологий.

Сильная сторона российских предприятий - самое крупное (32 % - доля в мировом выпуске) производство губчатого титана, современные мощности по производству заготовок. Но отсутствует конечное оборудование для получения востребованных на западных рынках изделий, главным образом, высококачественного плоского проката. Американская компания владеет таким высокотехнологичным оборудованием. Создание совместного производства позволит комплексно использовать сырьевые материалы, мощности по плавлению, горячей прокатке, окончательной обработке. Например, производство сварных титановых труб пойдет по следующей цепочке: заготовка (сляб) ВСМПО отправляется на ATI, там из нее делается штрипс (лента), возвращается на ВСМПО, где из него изготавливаются трубы.

По словам специалистов ВСМПО, причина объединения конкурентов связана с неблагоприятной рыночной конъюнктурой. В настоящее время титановая промышленность переживает период спада. По прогнозам экспертов, выпуск авиалайнеров компаниями Boeing и EADS лишь к 2009 г. достигнет уровня 2002 г. Предполагается, что увеличение поставок титанового проката для коммерческой авиации начнется после 2005 г.

Объединение с ATI, по словам генерального директора ВСМПО Владислава Тетюхина, позволит расширить номенклатуру, существенно увеличить объем производства, удешевить процессы, сделать их более экономичными и, соответственно, расширить применение титана, увеличить продажи продукции обеих компаний. Так, в результате создания совместного предприятия ВСМПО планирует в 2004 г. в два раза, в сравнении с 2003 г., увеличить продажи технически чистого титана.

Совместное предприятие UNITI зарегистрировано в мае 2003 г. Главный офис UNITI находится в США, оттуда ведется организация, координация производственного процесса, используя мощности обеих компаний, и реализация продукции на рынках Европы, США, России.

Главные задачи объединения - снизить затраты, создать полноценный цикл производства и стать ведущим поставщиком для обрабатывающей промышленности (занять до 50 % мирового рынка титановой продукции неаэрокосмического назначения, то есть рынка со стабильным спросом), создать дополнительный импульс для развития обеих компаний. При этом компании продолжают оставаться конкурентами на рынках гражданской авиации, военном и медицинском. А вместо огромных инвестиций, поиска займов и кредитов для приобретения производственных мощностей используется оборудование партнера.

НТМК за немецкое качество

Сотрудничество Нижнетагильского металлургического комбината с фирмами Германии с уверенностью можно назвать плодотворным. Начиная с 1992 г., комбинат активно привлекает всемирно известные компании для внедрения передовых технологий строительства новых и реконструкции действующих производств.

В настоящее время на НТМК активно ведутся работы по реконструкции колесобандажного цеха. Подписаны контракты на изготовление прессо-прокатной линии и станочного оборудования. Качество железнодорожных колес будет контролироваться установками, поставленными Фраунгоферовским обществом по поддержке прикладных исследований. В настоящее время подписан контракт на поставку вальцетокарных станков фирмы Gerkules для рельсобалочного цеха.

В сентябре 2003 г. в конвертерном цехе при участии фирм Krupp Polisius, Deutsche Voest Alpine и Almamet введена в эксплуатацию установка десульфурации жидкого металла.

Большим перспективным проектом для ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» является строительство завода по производству труб большого диаметра для магистральных газопроводов. Для реконструкции трубоэлектросварочного цеха была привлечена фирма SMS Demag.

«Уралвагонзавод»: танки в Индию

В 2003 г. в Индию были поставлены танковые комплекты для лицензионной сборки 186 танков Т-90С. По словам генерального директора «Уралвагонзавода» Николая Малых, поставочно-лицензионный контракт по танкам Т-90С был подписан в феврале 2001 г. Согласно условиям соглашения, Индия получила 310 боевых машин. Из них 124 полностью укомплектованными в России, 186 - в узлах и деталях для сборки на заводе в городе Авади (штат Тамилнад). Контракт также предусматривает передачу индийской стороне лицензии на производство Т- 90С, обучение индийских танкистов на российских танкодромах, предоставление индийцам вспомогательного оборудования.

Программа сотрудничества рассчитана до 2010 г., стоимость сделки оценивается, по разным данным, от $ 600 млн. до $ 800 млн. Кроме новых танков Т-90С, индийская сторона, имеющая на вооружении более 1500 танков Т-72, проявила большой интерес к вариантам его модернизации, предлагаемым «Уралвагонзаводом».

Стоит отметить, что Т-90С - это самая современная машина, которой нет еще на вооружении ни в одной стране. Она оборудована динамической системой защиты от высокоточного оружия, 125-миллиметровой пушкой и ракетами для поражения наземных бронированных объектов и низколетящих воздушных целей. Вес танка - 46 т, что намного меньше, чем у аналогичных западных машин.

Кроме Индии, в прошлом году о своих интересах к УВЗ заявила немецкая фирма «КЛААС», которая строит в Краснодарском крае завод по выпуску комбайнов. Фирма готова на базе УВЗ выпускать навесное и прицепное оборудование - оборотные плуги, пресс-подборщики, косилки, бороны и другие - для «новорожденного», который по желанию заказчиков может продаваться в различной комплектации.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


текст
Атомпромкомплекс
www.metal-expo.ru
www.msf-expo.ru
 
Отраслевая наука


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
Яндекс цитирования
«Сумма технологий» «Сумма технологий»
сопровождение сайта