В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов

Главная Новости Журнал Аналитика Статьи Тендеры О компании Рекламодателям Подписчикам Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы - ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №1 (январь 2004) / Электровоз будущего: автопилот и 60 км в час
← оглавление номера

Цветные металлы:

Электровоз будущего: автопилот и 60 км в час

Ольга Денисова, обозреватель 

Ольга Денисова, обозреватель


ЭЛЕКТРОВОЗ БУДУЩЕГО:
АВТОПИЛОТ И 60 КМ В ЧАС

 

В конце декабря на Качканарском ГОКе «Ванадий» прошла презентация уникального для России тягового электровоза НП-1. Электровоз производства Новочеркасского электровозостроительного завода имеет не только большую грузоподъемность, он способен развивать скорость до 65 км в час, оснащен автопилотом и кондиционером. Уже в следующем году планируется запустить эту модель в серийное производство.

 

Еще в 2000 г. Качканарский ГОК начал переговоры с Новочеркасским вагоностроительным заводом (НЭВЗ) о создании электровоза со специальными техническими характеристиками. Тогда финансировать этот проект вызвались три предприятия: Лебединский, Михайловский и Качканарский ГОКи, однако впоследствии два первых ГОКа отказались от участия. Таким образом, все затраты легли на плечи «Ванадия». Как теперь говорит технический директор УГМК-Холдинга, куда входит Качканарский ГОК, Константин Плеханов, решение о том, чтобы вложить собственные средства в абсолютно новую разработку, было очень рискованным, но в то же время ответственным. Так в 2001 г. специалисты НЭВЗа приступили к разработке и созданию тягового агрегата НП-1.

Согласно техническому заданию разработчики должны были обеспечить повышенные технические параметры (экономичность, возможность работать в особых горных условиях), а также значительное улучшение условий труда машиниста. По словам главного конструктора проекта Геннадия Марченко, в ходе испытаний на Качканарском ГОКе тяговый агрегат показал полное соответствие техническому заданию. Агрегат состоит из электровоза управления и двух моторных думпкаров, предназначенных для условий открытых горных разработок. Одно из его преимуществ заключается в повышенной мощности: он способен перевозить до 10-11 думпкаров грузоподъемностью 105 т (по сравнению с перевозимыми на немецких моделях 9-10 думпкарами), преодолевая уклоны до 60 промилле; кроме того, до 40 т горной массы могут перевозить каждый из двух моторных думпкаров. Более того, новый агрегат оснащен четырьмя системами тормозов, что повышает безопасность управления. Также значительно улучшены условия работы машинистов: кабина оборудована двумя пультами управления, кондиционерами, умывальником, холодильником и шкафчиком для одежды.

Испытания НП-1 начались в октябре 2003 г., и машина показала себя только с положительной стороны. При нагрузке 10 думпкаров электровоз разгонялся до 40-50 км в час. Согласно технической характеристике агрегата, он способен развивать скорость до 65 км/ч. Однако, по словам Геннадия Марченко, на первых испытаниях машинисты побоялись давать такую нагрузку. Уникальность этого агрегата состоит в том, что НП-1 предназначен для работы на электрифицированных однофазным переменным током железнодорожных путях открытых горных разработок, но в то же время может быть использован в дизельном варианте.

Еще одно новшество - автопилот. По заданным машинистом параметрам движения (скорость, например) электровоз НП-1 будет выполнять эту задачу. За счет того, что в агрегате применено большое количество электроники, он менее трудоемок в обслуживании. Тем не менее, по словам директора ВЭлНИИ Леонида Сорина, принимавшего непосредственное участие в разработке электровоза, самые серьезные испытания еще впереди. В первую очередь, это суровые условия уральской зимы, перепады температур и жесткость пути. Только если машина выдержит эти испытания, можно будет с уверенностью сказать, насколько хорошо потрудились разработчики.

До настоящего времени Качканарский ГОК «Ванадий» закупал электровозы на Днепропетровском заводе (Украина), однако, по словам генерального директора ГОКа Андрея Груздева, в последние годы технические характеристики этих агрегатов не удовлетворяют требованиям производства. Помимо днепропетровских агрегатов, на ГОКе используется аналогичная техника производства ГДР, которая уже давно исчерпала свой пятнадцатилетний ресурс.

- Запуск в эксплуатацию НП-1 позволяет Качканарскому ГОКу кардинально решить проблему обновления подвижного состава, - говорит Андрей Груздев. - Это, в свою очередь, выводит предприятие на новый уровень развития. Внедрение новых тяговых агрегатов позволит в ближайшее время увеличить объем перевозимой горной массы в среднем на 9% - до 60 млн. т в год. Несмотря на то, что разработка тягового агрегата обошлась нам в 54 млн. руб., в ближайшее время электровоз окупит себя.

Испытания НП-1 будут продолжаться, все недоработки - исправляться и учитываться в следующем тяговом агрегате НП-2. Кстати, Новочеркасский электровозостроительный завод уже начал изготовление НП-2 по заказу Качканарского ГОКа. Планируется, что он поступит в Качканар в 2004 г. В дальнейшем «Ванадий» планирует заказать НЭВЗу 26 агрегатов НП-1, по два агрегата в год. По словам генерального директора НЭВЗа Александра Носкова, в силу того, что ГОК профинансировал разработку уникального в России электровоза НП-1, цена следующих агрегатов для них будет ниже, порядка 33 млн. руб. Носков также отметил, что интерес к новому локомотиву уже проявили Лебединский ГОК (предполагаемый объем заказа - до 50 электровозов в течение 10 лет), Костомукшский и Михайловский ГОКи.

Стоит отметить, что тяговые электровозы для горных предприятий - новое производство для Новочеркасского электровозостроительного завода. До этого времени предприятие выпускало в основном локомотивы для Министерства путей сообщения. Локомотив НП-1 создан на основе узлов и деталей хорошо зарекомендовавших себя электровозов ВЛ-60, ВЛ-80, ВЛ-82 и ОПЭ-1.

- Мы использовали весь опыт, который приобрели во время создания электровозов для МПС; все то, что показало себя хорошо в тех электровозах, мы использовали в НП-1. Перед нами стояла задача сделать электровоз не только на сегодняшний день, а на десятки лет вперед, и мне кажется, мы с ней справились, у нас нет сомнений в будущем электровоза, - заявил Александр Носков.

Уникальный электровоз уже получил неофициальное имя «Ермак». Как объяснил Андрей Груздев, такое имя обосновано тем, что НП-1 был создан в самой настоящей казацкой столице и, попав на Урал, повторил путь известного атамана Ермака Тимофеевича.

 

Качканарский ГОК «Ванадий» создан 30 сентября 1963 г. С 1999 г. входит в сферу влияния УГМК. Производственные мощности рассчитаны на добычу 45 млн. т сырой руды в год, выпуск 8,5 млн. т железо-ванадиевого концентрата. Среднесписочная численность работников - 9866 чел. По итогам 2002 г. на ОАО «Качканарский ГОК «Ванадий» было добыто 41 494 тыс. т руды (или 103,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), получено железо-ванадиевого концентрата - 7 811 тыс. т (102,8%), агломерата - 2 296 тыс. т (108,6%), окатышей - 5 248 тыс. т (104,9%).

ОАО «НПО «Новочеркасский электровозостроительный завод» (НЭВЗ) - одно из крупнейших градообразующих предприятий. Основан в 1936 г. В советские времена на нем работало до 15 тыс. человек. До начала перестройки на предприятии собирали около 400 электровозов в год. В июле 1998 г. на заводе было введено внешнее управление, которое в настоящий момент по ходатайству и под гарантии администрации Ростовской области продлено до 29 января 2006 г.

 

Уральский рынок металлов, 01(74) Январь 2004 г

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


текст
Атомпромкомплекс
www.metal-expo.ru
www.msf-expo.ru
 
Отраслевая наука


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
Яндекс цитирования
«Сумма технологий» «Сумма технологий»
сопровождение сайта