В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №10 (октябрь 2007) / Глубокие алюминиевые перспективы
← оглавление номера

:

Глубокие алюминиевые перспективы

Валерий Борисов 

Тема номера


Валерий Борисов

Глубокие алюминиевые перспективы

На четвертой международной конференции по глубокой переработке алюминия, состоявшейся 4-5 октября в Каменске-Уральском, были обсуждены современные тенденции использования полуфабрикатов из алюминиевых сплавов, технологии и оборудование для их производства.

Плиты для авиапрома и профиль для вагоностроения, бурильные трубы, инструментальные плиты и продукция для энергетики - вот далеко не полный перечень высокотехнологичной алюминиевой продукции, которую выпускает или готовится выпускать КУМЗ - Каменск-Уральский алюминиевый завод.

Обозначенный несколько лет назад перенос центра тяжести на выпуск высокотехнологичных продуктов становится реальностью, он вызван жесткой рыночной необходимостью. Его цель, с одной стороны, укрепить позиции производителя алюминиевых полуфабрикатов накануне вступления РФ в ВТО, с другой - обезопасить бизнес от колебаний цен на LME.

Авиапром: заказчики выстраиваются в очередь

Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ), предприятие бывшего Минавиапрома, всегда был на острие новых технологий. В течение многих лет завод поставлял прокат для российской авиакосмической отрасли. В последние годы объемы выпуска продукции стабильно растут, КУМЗ осваивает производство новых сплавов и видов проката, плодотворно сотрудничая с ведущими инженерными центрами страны. В их числе такие гранды, как КБ «Сухой» и «Туполев», которые будут использовать уральские полуфабрикаты в машинах новых поколений.
Владимир АГЕЕВ,
ведущий инженер-технолог ЦКБ «Туполев»

- В самолетах «Туполев-204» и их модификациях будут использоваться длинномерные плиты для крыла КУМЗа и Ступинской металлургической компании. Алюминиевые полуфабрикаты больших размеров будут, кроме того, поставлять алюминиевые предприятия из Самары, Белой Калитвы, а также ВСМПО.

В каждом самолете «Туполев-204» используется около 144 т алюминиевого проката, в том числе листы, плиты, штамповки и другие полуфабрикаты. Плит на каждый самолет требуется около 20 т, примерно половину из них сможет поставлять КУМЗ. Программа выпуска самолетов пока не определена, но я думаю, выпуск 20-30 самолетов в год - вполне реален.

В перспективе «Туполев» намерен перейти на алюминий-литиевые сплавы, разработанные специалистами ВИАМ, которые может выпускать КУМЗ. Это дает существенный эффект - до 10% снижения веса каркаса самолета.

На промплощадке КУМЗа в декабре текущего года завершается строительство завода авиационных плит «Чкаловский», который сможет выпускать 22,5 тыс. алюминиевых плит в год по новым технологиям. Оборудование финишной отделки (горизонтально-закалочный агрегат, растяжная машина, линия для резки плит, линия для контроля качества методом ультразвука, печи отжига-старения) поставили ведущие мировые производители: Ebner, Otto Junker, SECO/WARWICK. Кроме того, с пуском нового производства листов и плит на заводе Чкаловский у КУМЗа появляется возможность усилить позиции в таком сегменте, как судостроение.

В конце сентября в авиастроительном объединении КНААПО (Комсомольскна-Амуре) состоялась презентация отечественного среднемагистрального авиалайнера «Сухой Суперджет 100». Новый самолет обещает совершить революцию в отечественной гражданской авиации, отправив на пенсию старенькие Ту-134 и Ту-154. По словам первого вице-премьера Сергея Иванова, самолету еще только предстоит встать на крыло, но на него уже есть 73 твердых заказа и опцион на поставку еще 39 самолетов как от российских, так и от иностранных компаний. Это говорит о том, что создан действительно конкурентоспособный и перспективный продукт. В планах компании «Сухой» строительство 800 таких лайнеров. Две трети из них предназначены для внешнего рынка. Испытания первого самолета должны закончиться в этом году. А со следующего он начнет серийно производиться и поступать заказчикам. По мнению экспертов, серийное производство и продажа этих машин на внешнем и внутреннем рынках вернет Россию в высшую лигу гражданской авиации.
Источник: «Известия», 28.09.07

По оценке Владимира Чертовикова, первого вице-президента управляющей компании «Алюминиевые продукты», среди наиболее перспективных потребителей алюминиевой продукции глубокого передела остается авиация, в том числе российские и международные авиастроительные компании. Крупный профиль для авиации (стрингерные и конструкционные наборы) будет обладать высокими прочностными характеристиками, поскольку самолеты новых поколений должны эксплуатироваться 40-50 и более лет, иметь живучую конструкцию, а также усталостные характеристики, коррозионные свойства на самом высоком уровне.
Интерес к новым полуфабриакатам КУМЗа уже проявили ведущие мировые концерны, в том числе Airbus, Boeing, Bombardier. По прогнозу компании Boeing, России в ближайшие 10 лет потребуется 1200 магистральных гражданских самолетов. Для этого необходимо около 100 тыс. т полуфабрикатов из алюминиевых сплавов.

Основную долю парка составят региональные самолеты с массой фюзеляжа 10-20 т. Доля дальнемагистральных лайнеров с массой фюзеляжа от 50 до 100 т - около 4%. И примерно одинаковую долю будут занимать очень легкие самолеты для местных линий с массой фюзеляжа 1-3 т (17%) и среднемагистральные лайнеры с массой фюзеляжа 30-40 т (22%). Всего же отечественное гражданское самолетостроение к 2013 г. сможет потреблять около 10 тыс. т алюминиевых полуфабрикатов в год, в конструкциях авиалайнеров будет использовано примерно 2 тыс. т алюминия в год.

Алюминиевые вагоны: предстартовая готовность

Железнодорожный полувагон нового поколения из алюминиевого проката разработан на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО). Его масса на 7,5-8 т меньше массы стандартного вагона из стального проката. Это продукт реализации совместной программы РЖД, ВАСО и КУМЗа. При разработке конструкции вагона использованы авиационные подходы. В этом случае весь кузов вагона (а не только рама) выполняет несущие функции, и вся конструкция работает как единая система. Боковые стены вагона набираются из четырех панелей продольного сечения. Максимальная длина панелей - 12,7 м, строительная высота панелей - 100 мм. Панели будут свариваться при помощи аргонно-дуговой сварки, в перспективе - освоение более технологичной сварки трением.

По данным Владимира Чертовикова, подписано соглашение с РЖД о поставке алюминиевого проката для сборки десяти полувагонов, которое выполняется в 2007-08 гг. Первый опытный полувагон успешно прошел испытания на испытательном полигоне РЖД в Щербинке.

КУМЗ готов также поставлять прокат для пассажирского вагона. Ранее предполагалось, что первые семь пассажирских поездов из алюминия для высокоскоростных магистралей поставит в нашу страну концерн Siemens, а затем они будут собираться в России из профиля КУМЗа. Но затем выяснилось, что проект потребует реорганизации всей дорожной инфраструктуры - разъездов, стрелок, платформ. РЖД не успевает выполнить весь объем работ в сжатые сроки. Поэтому было принято решение ограничиться закупкой этих семи поездов. Для российских вагонов алюминиевый прокат будет востребован позже - скорее всего, к 2010 г.

Владимир КОРОЛЬКОВ, директор НПП «Технологический центр» Воронежского акционерного строительного общества (ВАСО), д. т. н.

- Владимир Иванович, в прошлом году был изготовлен первый грузовой полувагон из алюминиевого профиля. В его разработке участвовали специалисты ВАСО, КУМЗ и РЖД. Как скоро этот вагон может быть запущен в серию?
- На испытательном полигоне РЖД алюминиевый грузовой полувагон прошел весь комплекс испытаний: статических, динамических, ударных, ходовых, и на вагоноопрокидывателе. На сегодня пробег опытного вагона составляет около 50 тыс. км. Принято решение изготовить вагон, который пойдет уже на сертификационные испытания для серийного производства. В этом вагоне не только новый, полностью алюминиевый кузов, но и тележки новые, способные выдерживать нагрузку 25 т на ось. (Обычные тележки рассчитаны на нагрузку 23,5 т на ось.) Вес алюминиевого кузова - 7 т, полная масса вагона с грузом - 100 т.

- Как долго продлится сертификация грузового вагона?
- В декабре прошлого года подписано тройственное соглашение между РЖД, СУАЛ-Холдингом и ВАСО. Предполагалось, что к концу 2007 года будет изготовлена опытно-промышленная партия из 10 вагонов, которая пойдет на сертификацию. Но эти сроки сорваны, из-за затянувшихся испытаний пока изготовлен лишь один вагон. Вся партия будет собрана, скорее всего, в первом полугодии 2008 года.

- Каковы перспективы выпуска пассажирского вагона из алюминия?
- ВАСО подготовило эскизные предложения по алюминиевому пассажирскому вагону межобластного сообщения различных компоновок, в том числе двухэтажному на 134 пассажира. Если обычный стальной купейный вагон весит 50-60 т, то наш двухэтажный - не более 48 т. Но дальше этого работа не продвинулась - ждем решения и заказов от РЖД.

Еще одно перспективное направление - грузовые платформы с длинной базой для межконтинентальных контейнерных перевозок. ВАСО разработало эскизное проектное предложение по платформе длиной 26 метров, на которую помещаются два 40-футовых или четыре 20-футовых контейнера. Алюминиевые платформы перспективнее стальных, мы предложили свое ноу-хау для решения проблемы жесткости конструкции, провели предварительный расчет. Окончательное решение также зависит от РЖД.

Владимир БАСОВИЧ, гл. инженер ЗАО «Акватик»:
- За девять месяцев этого года ЗАО «Акватик» выпустило 2700 т алюминиевых бурильных труб, что вдвое больше объемов прошлого года (за весь год было выпущено 1200 т). За последние годы ЗАО «Акватик» провело большую научно-исследовательскую работу. Освоен выпуск труб типоразмеров 90 и 130. Обоснована необходимость выпуска алюминиевой трубы с наружным оребрением. Проведен также сравнительный анализ алюминиевых и стальных бурильных труб.

По нашим данным, максимальная длина горизонтального ствола стальной колонны может составить 13,3 тыс. м, а алюминиевой - 17,1 тыс. м. Бурение горизонтальной скважины значительно сложнее и обходится дороже, чем вертикальной, но себя оправдывает. В ряде случаев до месторождения иначе не добраться. Например, если месторождение расположено под заповедником, с территории которого бурить нельзя. Горизонтальное бурение с берега позволяет обойтись без дорогостоящей буровой платформы на морском шельфе.

Кроме того, продуктивный пласт часто имеет горизонтальное расположение, поэтому эффективность отбора нефтепродуктов у горизонтальной скважины значительно выше.

В ближайшее время ЗАО «Акватик» выполнит большой объем научно-исследовательских работ на сумму около млн. Совместно с КУМЗом предстоит разработка добычного райзера, а также организация участка по сборке труб на КУМЗе.

Бурильные алюминиевые трубы состоят из двух частей: алюминиевой трубной заготовки КУМЗа и бурового замка. Нарезка резьбы и горячая сборка по спецтехнологии идет на двух промплощадках: на Серовском механическом заводе и экспериментальном участке в Химках под Москвой. Спрос на алюминиевые трубы растет, среди заказчиков - почти все российские нефтегазодобытчики, кроме «Сургутнефтегаза». Рост объемов производства труб пока сдерживают ограниченные возможности по выпуску замков. Решение этой проблемы позволит в ближайшие два года в несколько раз увеличить производительность сборки.

Анатолий БАРЫШНИКОВ, представитель газодобывающего концерна Eni S.p.A. (Италия):

- Первую партию (4 тыс. м) алюминиевых труб для наклонного и горизонтального бурения компания Eni S.p.A. закупила на КУМЗе два года назад. Получены положительные результаты при бурении в двух странах - Италии и Венесуэле. В ближайшие годы, скорее всего, закупим еще 4 тыс. м, возможно, закажем проект по изготовлению алюминиевого райзера. Это буровая колонна большого диаметра сложной конструкции для бурения с морских платформ. Райзер позволяет отделить морскую воду от бурового раствора, который закачивается в скважину. Стоимость райзера длиной 2 тыс. м может достигать млн.

На мелких морских глубинах используются стальные райзеры. Но месторождения у африканского побережья расположены на глубине до 2-2,5 тыс. м, поэтому потребуется более легкая конструкция. Успешная реализация проекта по изготовлению алюминиевого райзера требует консолидации усилий заказчика и разработчиков, среди которых - КУМЗ и ЗАО «Акватик» (Москва). Скорее всего, уже в ближайшее время достигнем договоренности о проведении исследовательских работ. В этом случае года через два алюминиевый райзер будет изготовлен.

Бурильные трубы для горизонтального бурения

Алюминиевые бурильные трубы широко применяются в России для бурения нефтяных и газовых скважин. За последние годы объемы потребления таких труб растут, их используют крупные компании: «Роснефть», «Сибнефть», ТНК ВР, «Татнефть». Кроме того, эти трубы поставляются на экспорт, в частности для итальянского газового концерна Eni S.p.A., который проводит масштабные экспериментальные буровые работы. В Бразилии с использованием алюминиевых труб пробурено четыре горизонтальные скважины длиной 3,8 км.

В 2005 г. запущено экспериментальное производство бурильных труб повышенной надежности в одном из цехов Серовского механического завода, алюминиевый полуфабрикат поставляет КУМЗ.

Сегодня все чаще реанимируются старые скважины, на которых забуриваются боковые горизонтальные стволы. Активно используются наклонное и горизонтальное бурение на шельфе Сахалина, а в перспективе будет применяться при разбуривании месторождений шельфа северных морей.

Еще одно направление - выпуск алюминиевой обсадной трубы. Металлоемкость обсадной трубы на порядок выше, чем бурильной, поскольку для каждой скважины нужна своя колонна. Спрос на такие трубы растет как на российском, так и на внешнем рынках.
Использование алюминиевых труб позволяет разбуривать месторождения на морском шельфе, с берега и на расстояние до 15 км, обходиться без плавучих буровых платформ. По словам Анатолия Барышникова, представителя итальянского газового концерна Eni S.p.A., это особенно актуально для Италии, основные месторождения которой находятся в прибрежной зоне на расстоянии 10-20 км от берега. Концерн Eni S.p.A. имеет проекты по использованию алюминиевых труб стандарта ISO, а также по разработке новых алюминиевых труб для бурения глубоких и наклонных скважин. По прогнозам, в ближайшие 10 лет потребление таких труб может вырасти до 100 тыс. т в год. Их преимущество - хорошее соотношение прочности и веса, долговечность и возможность неоднократного применения.

Новые рынки: машиностроение и энергетика

В последнее время для формовки изделий из пластмассы все чаще используют инструментальные плиты не из стали, а из алюминиевых сплавов. В условиях быстро сменяемой моды не нужна высокая стойкость инструмента, который проще сделать из алюминия. Он хорошо обрабатывается и рециклируется. Один из главных недостатков - остаточное напряжение, которое может приводить к изменению геометрии форм при механической обработке и его эксплуатации. Получение этих плит с нулевыми или минимальными остаточными напряжениями - задача, над которой работают специалисты КУМЗа.

В Голландии и Германии огромные поля застраиваются энергетическими установками, которые получают энергию от возобновляемых источников, таких как ветер и солнце. Активно используются солнечные коллекторы из алюминия для получения горячей воды или обогрева помещения. Сравнение КПД и мощности российских и западных алюминиевых коллекторов говорит от том, что российские не хуже, а по некоторым характеристикам даже лучше. Сейчас дело - за выбором окончательной конструкции и продвижением этого товара на новые перспективные рынки.

Строительство

По оценкам специалистов, ежегодно в мире более 5 млн т алюминия используется в строительстве. Эта отрасль поглощает пятую часть мирового производства алюминия. Самым крупным в мире потребителем алюминия для строительства являются страны ЕС, в которых за последние 50 лет было израсходовано для этой цели 30 млн т первичного алюминия. В России выпуск алюминиевых строительных профилей тоже развивается, хотя первые заводы в нашей стране были построены в 70-х гг. XX века. Сегодня среди лидеров такие компании, как «Татпроф», «Мосмек», «Агрисовгаз». Технологические возможности КУМЗа позволяют развивать это направление, производя профиль серии CITY. Бум активного применения строительного профиля в строительных и светопрозрачных конструкциях, начавшийся в Москве, постепенно охватил крупные города Центра, Урала и Сибири.

Самые простые конструкции - балконные ограждения, занимали до недавнего времени наибольшую долю рынка, поскольку они являются самыми дешевыми видами продукции на базе алюминиевых профилей. На втором и третьем местах - фасадные системы и офисные перегородки. Замыкают ряд теплые окна и двери. В региональном плане на долю Москвы и Московской области приходится 40% потребления алюминиевых конструкций, Санкт-Петербург и Ленинградская область «съедают» порядка 20%, остальные регионы - около 40%.

Результат повышенного спроса - наращивание отечественных мощностей для производства профилей. К 2012 г. потребление профилей отечественным строительным комплексом может достичь 150 тыс. т.

Увеличивается и применение плоского алюминиевого проката. Это связано в первую очередь с распространением в строительстве техники навесных вентилируемых фасадов. Сейчас 80% строящихся зданий административно-хозяйственного назначения и 20% жилых домов уже имеют такие фасады с облицовкой из окрашенного алюминиевого листа или алюминиевых композиционных панелей. Потребности строительства в плоском (в основном, окрашенном) прокате к 2012 г. могут возрасти до 50 тыс. т/год.

В перспективе объемы потребления строительного профиля будут, скорее всего, увеличиваться пропорционально темпам строительства или даже опережая их - по мере интеграции страны в мировую экономику, проведения крупных мероприятий, таких как Олимпийские игры в Сочи.

Рынок высокотехнологичной алюминиевой продукции в ближайшие годы будет только расти. Интегрированные алюминиевые компании, такие как ALCOA, во всем мире имеют рентабельность на уровне около 5-10%, их прибыль прямо зависит от объемов продаж. Поэтому все мировые компании инвестируют значительные средства в НИОКР. В этом же направлении движутся и предприятия российского алюминиевого комплекса, которые изучают новые направления развития отраслевой науки и рынки потребления, осваивают выпуск новых сплавов и видов продукции.


Журнал "Уральский Рынок Металлов" ? 10 (118)


Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта