В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №10 (октябрь 2007) / Горячий хлеб металлургии
← оглавление номера

Сырьевые ресурсы:

Горячий хлеб металлургии

Ольга Иоффе 

Законы экономики и технологические особенности металлургического процесса заставляют собственников компаний создавать вертикально-интегрированные структуры, включая в них угледобывающие предприятия. Это повышает сырьевую независимость, диверсифицирует и стабилизирует бизнес.

Уголек нагора!

Два сырьевых компонента составляют основу металлургического процесса: руда и уголь. Россия владеет огромными запасами угля, как энергетического, используемого в качестве топлива (на тепловых станциях, в жилищно-коммунальном хозяйстве), так и коксующегося - сырья для коксохимических производств, выпускающих кокс для доменных печей и чугунолитейных вагранок. Но «хорошие», с точки зрения металлургов, угли марок К, КЖ и Ж (коксовый, коксовый жирный и жирный), с низкой зольностью и высокой коксуемостью и спекаемостью, есть всего в четырех крупных угольных бассейнах страны: Кузнецком, Печорском, Южно-Якутском и Улугхемском (Республика Тыва). Балансовые запасы коксующихся углей России оцениваются в 50,1 млрд т, из них 41,4 млрд т (82%) - разведанные. По данным Росстата, в 2006 г. было добыто почти 309,2 млн т угля, однако добыча угля для коксования несколько сократилась по сравнению с 2005 г. и составила 68,1 млн т (68,7 млн т в предыдущем 2005 г.), из которых 48 млн т в виде концентратов поступили на внутренний рынок.

По оценкам Института конъюнктуры рынка угля (ИНКРУ), дефицит лучших марок составляет в России не менее 10 млн т в год. Это связано как с выбытием нескольких шахт в Воркуте и Кузбассе по причине их отработки, так и с закрытием многих шахт на волне реструктуризации отрасли. «Дефицит ценных марок угля на российском рынке есть, и он нарастает. К сожалению, к нам не прислушивались, когда мы на всех уровнях пытались объяснить, что надо закрывать шахты не по принципу себестоимости добычи, а по ценности угля. Очень много качественных углей вывели из добычи, что повлияло на качество кокса», - подтверждает Михаил Стуков, зам. генерального директора Восточного научно-исследовательского углехимического института (ВУХИН).

Самый освоенный - Кузнецкий бассейн (Кузбасс). Здесь мощные пласты высококачественных углей, которые можно добывать как подземным (шахты), так и открытым (разрезы) способом. Последний - наиболее дешевый, и чем крупнее разрез, тем ниже себестоимость угля. На долю Кузбасса приходится почти половина общей добычи по России и около 80% добычи коксующихся углей. Правда, специалисты считают, что «сливки» уже сняты и для увеличения добычи здесь требуются существенные финансовые вложения. Ценные коксующиеся угли залегают также в Печорском угольном бассейне. По мнению специалистов, несмотря на высокие северные затраты, их целесообразно добывать. Общие геологические запасы исчисляются в 344,5 млрд т. Сегодня шахты Воркуты и Инты - сырьевая база «Северстали» и промышленности всего российского Севера. Считается, что на Урале нет коксующихся углей, однако опытная добыча на разрезе «Подосиненский» в районе Алапаевска дала хорошие результаты. Но условия залегания углей тяжелые, и разведка месторождения пока не проведена.

Из-за отсутствия транспортной инфраструктуры восточно-сибирские и дальневосточные месторождения практически не освоены или используются только для местных энергетических нужд.

Одно из крупнейших в России месторождений коксующихся углей Элегестское - расположено в Улугхемском угольном бассейне (Центральная часть Республики Тыва). Его разведанные запасы оцениваются в 900 млн т угля особо ценной для коксования марки «Ж». Угли малозольные, легкообогатимые. Из без малого 5 млрд т балансовых запасов почти 99% приходится на пласт «Улуг» со средней мощностью от 3 до 10 м. Лицензия на разработку Элегестского месторождения принадлежит Енисейской промышленной компании (ЕПК, входит в «Объединенную промышленную компанию» (ОПК) - дочернюю структуру Межпромбанка). Проблема в транспорте: невозможно вывозить 10-12 млн т концентрата (именно столько планировалось производить на двух обогатительных фабриках к 2012 г.) по горной автомобильной дороге Абакан - Кызыл, а железная дорога к углю (460 км, Кызыл - Курагино) обойдется ,86 млрд. ОПК вела переговоры о продаже акций компании практически со всеми российскими и многими зарубежными металлургическими холдингами, однако профильных инвесторов так и не нашли.

Сейчас проект освоения Улуга (кстати, разработанный еще в 1982 г. НИИ «Сибгипротранс») предлагается как инвестиционный на условиях частно-государственного партнерства. Из федерального инвестиционного фонда ОПК просит на строительство дороги половину необходимой суммы - ,43 млрд. Судя по последним сообщениям, дело сдвинулось с мертвой точки: проект получил «добро» инвестиционного фонда, деньги - 79 млрд руб., уже направлены в край, ветка Курагино - Кызыл станет частью Северо-Сибирской железной дороги. Строительство ветки должно быть закончено к 2013 г.

Добычей коксующегося угля занимается около десятка российских компаний, большинство из них входит в вертикально-интегрированные металлургические холдинги. На долю четырех крупнейших - Южкузбассуголь, Распадская, Южный Кузбасс и Воркутауголь - приходится более 55% суммарной добычи.

За ценой не постоим

На мировом рынке цена угля стабильно растет вместе с развитием металлургической отрасли и увеличением потребности в коксе. Вообще, по мнению г-на Стукова, ситуация с ценами на угли для коксования достаточно сложная, так как им практически нет альтернативы. Сегодня цена на самые ценные марки из-за возникшего на внутреннем рынке дефицита приближается к рекордным показателям 2005 г. - 0 за тонну, а на Урале, по некоторым оценкам, уже доходит и до 0 (для сравнения: в начале 2006 г. цена коксующегося угля Ж едва достигала ,5-50 за тонну). Разогреву внутреннего рынка способствовали несколько крупных аварий на шахтах - «Комсомольской» (Печорский бассейн), «Ульяновской» и «Юбилейной» (обе - «Южкузбассуголь»). «Ульяновская» - одна из самых новых шахт в регионе (введена в эксплуатацию осенью 2002 г.), ее проектная производительность - 3 млн т угля в год, в основном коксующихся марок. После аварии шахта простояла полгода, возобновила работу только в начале октября, пока в «экспериментальном» режиме, в малых объемах. «Юбилейная», предполагается, будет пущена до конца текущего года. Простой этих шахт создал дефицит коксующихся углей и заставил металлургов активизировать формирование собственной сырьевой базы.

Коксующиеся угли и железная руда превратились в последние годы в самый главный аргумент для разрешения споров между конкурентами по стальному бизнесу. Тот, кто не обеспечен собственным сырьем, попадает в зависимость от поставщиков и теряет позиции на рынке. Поэтому борьба за месторождения коксующегося угля идет серьезная. Тенденция такова: металлурги рассматривают собственные угольные активы и как фактор сырьевой безопасности, и как высокоэффективное направление бизнеса. Крупные металлургические холдинги вкладывают значительные средства в приобретение добывающих компаний и развитие добычи.

Начало положила «Северсталь», единолично владеющая добывающими активами Воркуты и Инты. Позднее «ЕвразХолдинг» создал СП с ЗАО «Распадская угольная компания» («Corber Enterprises Limited», Корбет), которому принадлежит 80% акций шахты «Распадская» (Междуреченск, Кемеровская обл.). Это - одно из наиболее мощных и современных угледобывающих предприятий России, здесь «выдают на-гора» более 12% коксующихся углей в стране.

Тяжелые аварии на шахтах Кузбасса привели не только к снижению объемов добычи, но и к смене собственников «Южкузбассугля». Владельцем стал «Евраз», выкупивший 100-процентный пакет и сменивший заодно генерального директора компании. В структуре «Южкузбассугля» 11 шахт, суммарная добыча в 2006 г. превысила 16 млн т угля. Объединив «Южкузбассуголь» и «Распадскую», «Евраз» превратился в крупнейшую добывающую компанию РФ в секторе коксующихся углей.

В начале октября этого года еще один металлургический холдинг, ОАО «Мечел», приобрел «Якутуголь» и «Эльгауголь» за 58,196 млрд руб., победив на торгах, объявленных РФФИ. Компании продавались единым лотом, поэтому вместе с углем «Мечелу» пришлось взять недостроенный участок железной дороги Улак - Эльга протяженностью 320 км с обязательством пустить дорогу в эксплуатацию к 2010 г. Участие в аукционе принимала также Якутская угольная компания, представляющая интересы «АЛРОСА» и компания «Колорпрофиль», которая предположительно представляла интересы индийской «Миттал». Последняя к торгам не была допущена, а заявка «АЛРОСА» расценивалась специалистами как поддержание кворума.

Первоначально потенциальных претендентов на этот «жирный кусочек угольного пирога» было значительно больше: интерес высказывали и НЛМК, и «Базовый элемент», и японские компании Sumitomo и Mitsui. Однако всех смутила значительная транспортная составляющая проекта. ОАО «ХК «Якутуголь» добывает коксующийся и энергетический уголь открытым и подземным способами на Нерюнгринском разрезе (8,5 млн т в год). До новой покупки «Мечелу» принадлежали 25% плюс одна акция якутской компании. ОАО «Эльгауголь» владеет лицензией на разработку Эльгинского угольного месторождения с общими запасами 2,2 млрд т. Проданный пакет принадлежал ОАО «РЖД» и властям Якутии. По словам главы «Эльгаугля» Мухамеда Циканова, в освоение месторождения необходимо вложить более млрд, а окупится проект более чем через десять лет.

Одновременно ОАО «Мечел» докупил акции ОАО «Угольная компания «Южный Кузбасс», доведя свой пакет до 93,0709%.

И, наконец, Магнитка, которая до сих пор не владела угольными активами (и потому первая «пострадала» от аварий на шахтах «Южкузбассугля»), приобрела 10,75% акций компании «Белон», не исключив при этом и намерений получить со временем полный контроль над предприятием. «Белон» - перспективная компания, крупный производитель как энергетических, так и коксующихся углей. Правда, пока «энергетика» в структуре добычи перевешивает металлургию. В 2006 г. объем добычи составил около 3,1 млн т (запасы оцениваются порядка 430 млн т). Основной добывающий актив по коксующемуся углю - шахта «Косторомовская» - должна быть пущена в конце этого года. Активно вкладываются инвестиции в разрез «Новобачатский». Компания планирует благодаря инвестициям, в том числе и от продажи пакета акций, нарастить объем добычи к 2010 г. до 10 млн т. Покупка «Белона» в рамках стратегического плана ММК по созданию собственной ресурсной базы гарантирует комбинату долгосрочные поставки угля необходимого качества.

В целом на сегодня более 60% коксующегося угля в России добывается угольными предприятиями, так или иначе связанными с металлургическими холдингами. Причем «Мечел», «ЕвразХолдинг» и «Северсталь» - на 100% обеспечены своим коксующимся углем. Собственной рудной базой не обладает только НЛМК.

Батарея, кокс!

Доля России в мировом производстве кокса составляет около 10%.

По данным Росстата, в 2006 г. на металлургических комбинатах (ММК, НТМК и др.) было произведено почти 26 млн т кокса 6%-й влажности, что составило около 79,5% от общего объема выпуска кокса в России. На сегодня лидер по коксу (как по установленным мощностям, так и по объемам производства) - Магнитогорский меткомбинат. Далее в порядке убывания по итогам 2006 г.: «Северсталь», Запсиб, НЛМК, НТМК, «Мечел», «Уралсталь» (Орско-Халиловский комбинат) и Новокузнецкий МК (НКМК). Кроме того, кокс выпускают на самостоятельных специализированных предприятиях, крупнейшее из которых - ОАО «Алтай-кокс». Хорошие позиции на рынке у кемеровского «Кокса», свои ниши занимают Московский и Губахинский коксохимзаводы, а также Челябинский коксохимический завод, недавно выделенный в отдельное юридическое лицо - «Мечелкокс».

Рост черной металлургии инициирует увеличение потребления кокса, поэтому практически все металлургические компании стремятся наращивать его выпуск, модернизируя или расширяя существующее производство. Так, в конце 2006 г. на Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК, входит в структуру ОАО «Мечел») по проекту ВУХИН построена новая коксовая батарея мощностью 495 тыс. т кокса в год. Продукция предназначена, в первую очередь, для производства товарного кокса (по предварительным оценкам, 3,5 млн т в 2007 г.), а также для нужд Южно-Уральского никелевого комбината (входит в «Мечел»). Кроме ЧМК, «Мечел» владеет Московским коксогазовым заводом. Реализовав этот инвестиционный проект, который обошелся компании в млн, «Мечел» стал активным игроком коксового рынка.

Примерно 10% всего российского кокса производит ОАО «Алтай-кокс» (г. Заринск, Алтайский край). За I полугодие 2007 г. здесь выпущено 1 924,0 тыс. т кокса 6% влажности. С 2006 г. компания входит в структуру НЛМК. С его помощью в октябре 2006 г. введена в эксплуатацию коксовая батарея ?5 (КБ-5) мощностью 1,14 млн т кокса. В результате производственные мощности предприятия выросли до 5 млн т кокса в год. Более половины кокса компания поставляет на экспорт (доля в общем объеме российского экспорта кокса по итогам 2006 г. - 43,4%).

Крупные инвестиционные проекты реализуются на коксохимическом производстве «Запсиба», НТМК и НКМК (ЕвразХолдинг). Реконструкция КБ-1 Запсиба в 2005 г. с увеличением проектной мощности позволила полностью закрыть потребности комбината высококачественным коксом собственного производства. В сентябре этого года были закончены работы по замене тушильной башни в коксовом цехе ? 1, установлен новый агрегат на старый фундамент.

На НТМК в конце прошлого года пущена в эксплуатацию обновленная коксовая батарея ? 5. До остановки на реконструкцию в июле 2005 г. батарея проработала 50 лет.

Реализуемые проекты основаны, как правило, на использовании новых технологий, дающих не только увеличение мощности батарей, но и повышение качества кокса и снижение уровня вредных выбросов. Например, на Череповецком меткомбинате (ЧерМК, «Северсталь») ведется реконструкция коксовой батареи ? 3 с вводом в эксплуатацию установки сухого тушения кокса. Кокс сухого тушения обладает более высокими показателями по механической и горячей прочности, реакционной способности по сравнению с коксом мокрого тушения, что позволит снизить его расход на производство чугуна в доменном цехе. С ноября этого года установка будет выведена на проектную мощность, и 85% кокса с третьей и четвертой коксовых батарей станут тушиться сухим способом.

Тонкости коксохима

По данным журнала «Кокс и химия», в настоящее время на коксохимических предприятиях РФ работают 60 коксовых батарей. Степень износа этого сложного оборудования оценивается в 60-70%, средний возраст - 24 года. Большинство из них построено по технической документации института «Гипрококс» (г. Харьков). Печи - щелевого типа с вертикальными камерами, работающими с улавливанием химических продуктов коксования, с полезным объемом камеры коксования от 21,6 до 51 куб. м с разными системами отопления.

На сегодня в России все технологические разработки в области коксохимии ведутся в ФГУП «Восточный научно-исследовательский углехимический институт» («ВУХИН»). В этом году институт отметил 75-летие. До конца 90-х гг. прошлого века институт не занимался проектированием крупных коксохимических объектов, а только выдавал технологические задания. Присоединив к себе в качестве структурного подразделения новокузнецкий проектный институт «СибГипрококс», ВУХИН стал обладателем и правопреемником технического архива коксохимической промышленности РФ. И на этой основе начал вести проектные работы. Первым был цех переработки каменноугольной смолы на «Алтай-коксе». Сейчас институт уверенно проектирует и батареи, и оборудование для углеподготовки, но его «конек» - химическое технологическое крыло. Почти «космическая» сложность технологии переработки продуктов коксования делает специалистов ВУХИНа незаменимыми по всем переделам коксохимии.

Коксохимическое предприятие (КХП), входящее в состав холдингов - «завод в заводе» - масштабный и сложный конгломерат подразделений, связанных в единый замкнутый производственный цикл. По сути, это три производства - угольный (подготовка), коксовый и химический заводы. Конечные продукты коксования - металлургический кокс, коксовый газ и каменноугольная смола. Коксовый газ подвергается очистке и частично возвращается на отопление этой же печи, а смола после разгонки на фракции становится сырьем для большой номенклатуры различных ценных химических продуктов. Самый ценный продукт для металлургов - каменноугольный пек. Это безальтернативное сырье в производстве анодной массы, графитированных электродов для электродных и алюминиевых заводов.

Большая часть полученного кокса используется в доменном производстве. По данным специалистов, в конечной стоимости выплавляемого металла на долю кокса в индустриально развитых странах приходится до 30-40%, в России - порядка 50%. Важнейший технико-экономический показатель доменной плавки - удельный расход кокса. В России для производства одной тонны чугуна требуется в среднем 450 кг кокса, что несколько выше, чем у японских (380 кг) или западноевропейских металлургов (порядка 320-360 кг), но ниже, чем, например, на Украине (520-530 кг). Главная причина - низкое качество кокса из-за использования для его получения слабококсующихся углей. К сожалению, преодолеть нехватку качественных углей пытаются заменой их менее ценными, шихтуя различные марки или пробуя использовать импортные угли. Например, НЛМК завез партию в 70 тыс. т угля марки «Ж» из Австралии. Опыт оказался неудачным, уголек обошелся в копеечку.

«Коксохимия занимает промежуточное положение между угольной промышленностью и металлургией: мы перерабатываем особо ценные угли, которые относятся к коксующимся, в металлургический кокс, - говорит Михаил Стуков. - Чтобы получить качественную продукцию - прочный кокс, нужно хорошее оборудование и хорошие угли. Вопросы оборудования сейчас худо-бедно решаются, но проблема высококачественных углей только обостряется.

Реконструкция КХП, которую сейчас ведут все комбинаты, не выходит за рамки улучшенной традиционной технологии получения кокса, при которой требуются угли ценных марок. В то же время существуют технологии получения кокса из слабококсующихся углей. Самая радикальная - термоподготовка угольной шихты. Нагрев перед коксованием позволяет получать качественный кокс, но это очень сложная и дорогая технология. Есть технология трамбования угольной шихты (уплотнение угольного пирога перед коксованием), при этом улучшаются спекающиеся свойства углей и качество кокса. Положительный опыт использования такой технологии есть на Алчевском коксохимкомбинате (Украина). Для России возможность применения трамбовки ограничено тем, что в морозы невозможно повысить влажность угля до 10-12%.

ВУХИН совместно с немецкой фирмой «Тиссен Крупп энд Коук» рассматривает как очень перспективную технологию коксования Heat-Recovery, в которой совмещен процесс сжигания химических продуктов и трамбовка на стадии подготовки шихты. Технологию можно использовать на слабых углях. Ее экологическая и экономическая эффективность очевидна: исчезает химическое крыло, вырабатывается большое количество электроэнергии при соблюдении высочайших экологических требований. Распространение Heat-Recovery сдерживалось низкими ценами на кокс, однако сейчас технологией заинтересовались. Например, «ЕвразХолдинг» рассматривает возможность внедрения на Новокузнецком меткомбинате».

...Как говорил великий Менделеев, «только химия не имеет отходов». Это в полной мере можно отнести к производству кокса. Поэтому металлурги рассматривают коксохимию как весьма эффективный бизнес, а аналитики прогнозируют дальнейший рост коксового рынка в России.

Фото с сайта forum.pxty.info

P.S. В ближайших номерах редакция журнала намерена продолжить освещение проблем угледобывающей и коксохимической отраслей. И приглашает к их обсуждению всех заинтересованных лиц.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта