В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №7 (июль 2007) / Какой будет российская металлургия в 2015 году
← оглавление номера

Экономика региона:

Какой будет российская металлургия в 2015 году

Ольга Иоффе, обозреватель 

Министерство промышленности и энергетики РФ опубликовало «Стратегию развития металлургической промышленности на период до 2015 года».

Металлургия - базовая отрасль экономики России, наиболее адаптированная к рыночным условиям. Ее доля в ВВП страны - около 5%, промышленном производстве - 17,3%, экспорте - 14,2%, в налоговых платежах во все уровни бюджетов - 9%. Отрасль потребляет 32% электроэнергии от общепромышленного уровня, 25% природного газа, 10% нефти и нефтепродуктов, на нее приходится 20% грузовых железнодорожных перевозок.
Однако, как записано во вводной части Стратегии, технико-технологический уровень металлургической отрасли и конкурентоспособность ряда видов металлопродукции нельзя считать удовлетворительными. Разработанная стратегия состоит из отдельных программ, направленных на инновационное обновление отрасли, повышение эффективности производства и увеличение конкурентоспособности. Базой послужили основные макроэкономические показатели последних лет и динамика экономического развития металлургического комплекса.
Основные тенденции

В Стратегии отмечается, что тенденции развития металлургического комплекса России в последние годы в основном соответствуют общемировым: постоянный рост объемов производства и потребления сопровождается повышением качественных характеристик продукции и совершенствованием сортамента. По ряду основных цветных металлов уже превышен уровень производства 1990 г., а по черным металлам это произойдет в обозримом будущем. Российские металлургические компании укрупняются путем слияний или создания вертикально- и горизонтально-интегрированных структур с поставщиками сырья и потребителями продукции, приобретают активы смежных металлопотребляющих отраслей и объектов инфраструктуры (энергетические мощности, порты и т.д.), выходят на мировой рынок, в том числе через IPO. Отрасль одной из первых в промышленности России приступила к реализации программ реструктуризации производства. В их рамках даже некоторые крупные структуры «избавляются» от недостаточно прибыльных и требующих значительных вложений производственных звеньев.

Прогнозы рыночной ситуации

Стратегия исходит из того, что до 2010 г.
ожидается увеличение емкости внутреннего рынка черных и цветных металлов за счет делового оживления в металлоемких подотраслях, таких как станкостроение, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, строительство, ТЭК и т.д. В 2010-15 гг. прогнозируется опережающее развитие наукоемких и высокотехнологичных подотраслей машиностроительного комплекса, в том числе в ОПК и атомном машиностроении. По реалистичному варианту развития прогнозируется рост потребления (к уровню 2005 г.) готового проката черных металлов в 2010 г. - на 48,4%, в 2015 г . - на 66,7%. Особо можно отметить ожидаемое повышение спроса на сортовой прокат из легированных сталей (инструментальных, подшипниковых, нержавеющих), на жесть и прокат с покрытиями (в 1,7 раза к 2010 г. и в 2,8 раза в 2015 г.), рельсовый металл и автомобильный прокат. Развитие отраслей ТЭК, проектируемое строительство новых магистральных трубопроводов (Североевропейский газопровод, нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан», газопровод «Ямал-Центр» и др.) способствуют расширению внутреннего рынка стальных труб до 10,4 млн т в 2010 г. и до 11,7 млн т в 2015 г.
Ожидается рост спроса на цветные металлы к 2010 г. в среднем на 40-50% по сравнению с 2005 г., к 2015 г. - на 70-80%. В первую очередь это касается алюминиевого и медного проката, где прогнозируется увеличение спроса в 2010 г. на 65% к уровню 2005 г., а также на редкие металлы (легирующие металлы, сплавы, лигатуры и др.) - минимум вдвое к 2015 г.


Проблемы

Из множества отмеченных разработчиками Стратегии системных факторов, тормозящих развитие отрасли, наиболее существенные - высокий уровень износа основных фондов и неразвитость сети малых и средних предприятий. Кроме того, серьезную проблему представляет слабая рудно-сырьевая база (ограниченность, низкое качество, разрушение механизма воспроизводства, высокие удельные расходы), низкий уровень производительности труда, низкая восприимчивость предприятий к внедрению инноваций - прежде всего отечественных, а также кадровый дефицит. Из внешних факторов, сдерживающих развитие металлургической промышленности, отмечаются узость внутреннего рынка при низкой восприимчивости внешних рынков к российской металлопродукции высоких переделов, резкое усиление экспансии Китая и других стран азиатского региона на мировых рынках металлопродукции. Кроме того, предполагается, что вступление России в ВТО замедлит темпы роста в основных металлопотребляющих отраслях, что отрицательно скажется и на металлургах.
Стратегия исходит из того, что в металлургии начался переход к следующему - инновационно-активному -
этапу развития, направленному на повышение качества и конкурентоспособности металлопродукции. В этой ситуации задача государственных структур -
стимулировать приток инвестиций в техперевооружение отрасли и пуск новых мощностей.
Государство оставляет за собой обязанность содействовать инвестиционным процессам в отрасли, а также берет на себя решение инфраструктурных задач, которые бизнес решить самостоятельно не может, в рамках государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда. Один из принципов, заложенных в основу Стратегии, - создание экономических условий для ускоренного обновления основных фондов (совершенствование законодательной базы, в том числе налоговой и таможенной, защита отечественных производителей металлопродукции на внешних рынках, и т.д.) без предоставления государственных субсидий предприятиям отрасли. В целом российский металлургический комплекс - успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики. Однако поскольку металлургическая промышленность - частная отрасль, то выбор приоритетов научно-технической, инновационной политики и концентрация финансовых ресурсов для их реализации через различные программы и проекты напрямую зависят от владельцев компаний, корпоративных задач и финансового состояния. Одной их основных задач Министерство видит взаимное согласование планов развития предприятий горно-металлургического комплекса с Генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов России. Без этого реализация принятой Стратегии просто невозможна.

Государственная поддержка

Среди крупных инвестиционных проектов, которые государство предполагает поддержать:
- строительство станов «5000» на ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и ОАО «Объединенная металлургическая компания»;
- развитие производства горяче-брикетированного железа на ОАО «Лебединский ГОК» и ОАО «Михайловский ГОК»;
- разработка Усинского месторождения марганцевых руд;
- разработка Приоскольского месторождения железных руд;
- строительство линии по производству прямошовных труб большого диаметра на ОАО «Волжский трубный завод»;
- строительство глиноземно-алюминиевого комплекса в Республике Коми;
- строительство алюминиевых заводов в Иркутской и Мурманской областях.
В Стратегии также обозначены два крупных инновационных проекта: «Разработка и промышленное освоение технологии коррозионной защиты элементов металлоконструкций методом химикотермической модификации» и «Создание высокопрочных трубных сталей, высокоэффективных технологий и освоение производства труб большого диаметра с категорией прочности до Х100, обеспечивающих проектирование, строительство и надежную эксплуатацию крупнейших магистральных газо- и нефтепроводов и сварных арктических конструкций».
Кроме того, Минпромэнерго берет на себя проведение НИР и ОКР по совершенствованию технологий добычи и переработки минерального сырья для повышения комплексности и степени извлечения полезных компонентов (совместно с МПР).
В перечне приоритетных НИР в металлургии, рекомендуемых Министерством к реализации до 2015 г., 27 позиций: в их числе разработка и организация опытного производства наноматериалов конструкционного назначения или технологии вдувания плазмы в доменные печи и газификации угля с помощью плазмотронов; разработка и внедрение новых СНИПов и Правил проектирования новых метзаводов и их производственных агрегатов. Полный перечень опубликован на сайте oilforum.ru.

Ожидаемые результаты

Стратегия направлена на обновление техники и технологии выпуска металлопродукции, укрепление позиций России на мировом рынке, сокращение объемов импорта металлопродукции, особенно труб, металла с покрытиями, проката из нержавеющей стали, глинозема. Снижение ресурсоемкости (удельные расходы сырья и материалов, энергоемкость, численность персонала) отечественной продукции должно способствовать повышению конкурентоспособности.
В соответствии с мировыми тенденциями изменится структура производства стали: доля электростали составит к концу 2010 г. 28%, в 2015 г. - 32-35%, конвертерной - в период 2010-2015 гг. - 65-68%, а мартены практически исчезнут. К 2010 г. 76-79%, а к 2015 г. - до 97% стали будет разливаться на МНЛЗ. Доля листового металла в общем производстве листового и сортового проката составит 58-59% в 2010 г. и 60-62% в 2015 г.
В производстве тяжелых цветных металлов предполагается расширение внедрения автогенных процессов с использованием нового плавильного оборудования (прежде всего, барботажного типа) при переработке сульфидного сырья. Доля меди, произведенной с использованием автогенных процессов, в 2010 г. составит 80-85%, никеля - 65-70%, в 2015 г . - соответственно 85-90% и 70-75%.
В производстве алюминия доля металла, полученного в усовершенствованных электролизерах с предварительно обожженными анодами и по технологии «сухой» и «полусухой» анод, составит в 2010 г. 75-80%, а в 2015 г. - 80-85%. Все цифры прогноза экономических показателей металлургического комплекса (реалистический вариант) - на сайте minprom.gov.ru.
Достижение «контрольных точек», намеченных в Стратегии, должно дать многоуровневый синергетический эффект: дальнейшее развитие рыночно-ориентированных бизнес-структур, увеличение инвестиционной активности, освоение новых промышленных регионов, в том числе Приполярного Урала, увеличение высокотехнологичного экспорта, сокращение импорта, строительство необходимых объектов инфраструктуры (ЛЭП, порты, железные дороги, трубопроводы), создание условий для роста основных металлопотребляющих отраслей экономики и т.д.
Если документ будет воспринят как реальное «руководство к действию».

Антон Акимов,
ведущий аналитик
ЗАО Инвестиционной Промышленной
Компании «Мехтранс»:

- В первой части Стратегии можно отметить несколько интересных моментов. Так, индекс промышленного производства черной металлургии не имеет четкого вектора развития, периоды спада чередуются с периодами подъема, хотя в целом он всегда положительный, что говорит о некоторой нестабильности в отрасли. Наметившийся в 2005 году период спада в 2006 году был преодолен, и есть все основания говорить о положительной дальнейшей динамике. Тенденции развития цветной металлургии примерно следуют логике развития черной, немного от нее отставая.
Финансовые и экономические показатели отрасли выглядят гораздо радужней валовых, что легко объяснимо повышением цен и спроса на металлопродукцию. В настоящее время наиболее отрицательный момент - высокая степень износа (49,3%) и крайне низкий коэффициент обновления основных фондов (стабилизировался на уровне 1,9%). Хотя процесс обновления основных фондов идет, однако его темпы недостаточны для достижения поставленных в стратегии целей.
В настоящее время металлургический комплекс участвует в двух инвестиционных проектах, ориентированных на строительство новых мощностей на неосвоенных территориях и создание транспортной инфраструктуры. Но двух федеральных проектов для развития металлургической отрасли России слишком мало.
В Стратегии обозначены основные проблемы металлургического комплекса и предложены конкретные меры по их решению. Менее проработанный момент, на наш взгляд, вопрос об инвестициях, вернее, о государственном вмешательстве в инвестиционные проекты и их реализацию, которое должно быть более активным. При любом раскладе четкое понимание госорганами экономических проблем повышает инвестиционную привлекательность, как в целом экономики, так и отрасли в частности. С началом реализации Стратегии следует ожидать усиления внимания к металлургической отрасли России со стороны инвесторов.
Качественно проработаны приложения Стратегии по вопросам реализации проектов и прогнозам развития отрасли. Это важные дополнения к основному тексту стратегии, раскрывающие и поясняющие ключевые моменты.
Подробнее хочется остановиться на приложении ? 2 «Прогноз производства, потребления, экспорта, импорта основных видов продукции металлургического комплекса». В нем явно прослеживается осторожность в прогнозах, характерная для нестабильной ситуации. Например, в год прогнозируется рост металлургического производства примерно на 3% при оптимистичном варианте развития, что гораздо ниже прогнозируемого роста экономики России. По разным данным, он будет составлять от 3 до 7%. При таком подходе риск ошибиться в цифрах сводится к минимуму.
В приложении, посвященном инвестиционным проектам в металлургической отрасли России, обращает на себя внимание комплекс научно-исследовательских работ, реализация которых позволит решить часть технологических проблем при производстве стали.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта