В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №4 (апрель 2008) / Автозаводы набирают скорость
← оглавление номера

Малый бизнес:

Автозаводы набирают скорость

Валерия Адамова 

Старый спор: сохранять собственный автопром или открыть беспошлинный ввоз иномарок - разрешился компромиссом. Наши предприятия осваивают промышленную сборку иностранных автомобилей, постепенно увеличивая долю выпуска отечественных автокомпонентов. Именно при таком подходе автопром сможет не только сам эффективно развиваться, но и вытягивать за собой смежные отрасли

Свердловский кластер

Сегодня рост производства легковых автомобилей в регионе обеспечивается главным образом за счет сборки корейских (ОАО «ИжАвто», г. Ижевск) и китайских (ЗАО «Автомобили и моторы Урала», «АМУР», г. Новоуральск) марок. До 90% всех комплектующих автозаводы получают от иностранных партнеров. Чтобы переломить эту ситуацию, завод «АМУР» в прошлом году выступил с инициативой создания в Свердловской области автомобильного кластера.

Это предполагает формирование производственных связей между предприятиями отрасли всего Уральского региона. По мнению президента ЗАО «АМУР» Павла Чернавина, Урал наиболее подходящий регион для создания такой структуры: здесь сконцентированы производства, способные выпускать почти полный спектр необходимых автокомпонентов. И действительно, сразу после анонсирования проекта о своем интересе к нему заявили около 30 компаний. Сегодня работа уже началась. Каменск-Уральский литейный завод (КУЛЗ) поставляет АМУРу литые диски. Уральский электрохимический комбинат (УЭХК, г. Новоуральск) в ближайшее время начнет поставку нейтрализаторов и катализаторов системы выхлопных газов. «Уралхимпласт» (г. Нижний Тагил) готовит производство панелей отделки салонов автомобилей, Егоршинский радиозавод - жгутов проводов. Для дальнейшей локализации производства есть план создать на базе АМУРа технологический парк: передать один из цехов завода в аренду предпринимателям, которые возьмутся организовать для предприятия производство комплектующих.

Производство китайских иномарок началось на АМУРе в 2007 г. Для этого проекта завод реконструировал около 30 тыс. кв. м своих площадей. Уже выпущено 4 тыс. автомобилей Geely Otaka, 1,8 тыс. внедорожников Landmark. В данный момент на заводе довольно осторожно прогнозируют объемы производства легковых автомобилей на 2008 г. Предполагается, что количество Geely останется примерно на том же уровне, а число машин Landmark составит чуть более 1 тыс. единиц. В этом году будет запущен конвейер для сборки еще одной модели автомобиля. По словам Павла Чернавина, это будет также «китаец» - Haima (аналог автомобиля Mazda-3).

Полоса разгона для «ИжАвто»

Еще один автозавод региона, накопивший уже солидный опыт партнерства с иностранными автогигантами, - ОАО «ИжАвто». Завод сотрудничает с корейской KIA Motors с 2005 г.

Как рассказала Инна Левыкина, глава пресс-службы «ИжАвто», производство автомобиля KIA Spectra - самый крупный инвестиционный проект в Удмуртии за последние десять лет. Инвестиции Группы «СОК» в модернизацию технологии в 2005 г. составили около 0 млн. Главное, что было сделано на заводе - введен в действие современный комплекс окраски. Это базовая технология, которая определяет мощности предприятия. На «ИжАвто» она рассчитана на 220 тыс. кузовов в год. Сегодня по этой технологии проходят антикоррозионную обработку кузова KIA Spectra, ВАЗ-2104 и Иж-27175.

В декабре 2007 г. на «ИжАвто» началось производство внедорожника KIA Sorento (инвестиции составили млн). Летом 2008 г. производство этой модели будет переведено на полный цикл, включающий сварку, окраску и сборку. По такой схеме с 2005 г. выпускается ижевская KIA Spectra. В прошлом году с конвейера автозавода сошли 39 тыс. таких автомобилей, а с начала производства - более 70 тыс.

В перспективе ижевское семейство KIA может пополниться еще одной моделью - Cerato (сейчас этот проект на стадии рамочных договоренностей).

Уровень качества автомобиля KIA Spectra позволил компании Sokia, официальному дистрибьютору в России автомобилей KIA (в том числе ижевских), предоставить на него 6-летнюю гарантию. Ижевские автомобили ВАЗ-2104 и Иж-27175 (фургон) «приросли» в гарантии до 4 лет и перешли на новый экологический стандарт Евро-3.

Объем производства ОАО «ИжАвто» в 2007 г. превысил 22 млрд руб., что на 70% больше аналогичного показателя за 2006 г. Рост в натуральном выражении составил 21%. Показатели Ижевского автозавода значительно выше, чем в среднем по России, где производство легковых автомобилей в натуральном выражении выросло на 9,5%.

В 2008 г. Ижевский автозавод планирует выпустить 71,5 тыс. машин.

По словам представителей завода, потребление металлопродукции на ОАО «ИжАвто» остается стабильным на протяжении последних лет. Основные поставщики проката на завод: Северсталь, НЛМК, ММК; автонормалей - БелЗАН (г. Белебей). Рост производства на ОАО «ИжАвто» происходит в основном за счет увеличения выпуска автомобилей KIA. Но металлопрокат для них не закупают, так как получают готовые штампованные детали с заводов KIA Motors.

Производство автомобилей KIA на «ИжАвто» имеет статус «промышленной сборки». Постановление правительства РФ о промсборке автомобилей дает право автоконцернам, организовавшим полный производственный цикл (сварка, окраска, сборка), на начальном этапе беспошлинно или с минимальной 3%-ной ставкой ввозить автокомпоненты в Россию. Предприятия, в свою очередь, должны наладить у себя систему серийного производства с проектной мощностью не менее 25 тыс. единиц в год при двухсменном режиме работы. Также необходимо в течение полутора лет организовать сварку, окраску и сборку кузова. А через 54 месяца снизить объем ввозимых компонентов не менее чем на 30%.

За два года работы с KIA Spectra «ИжАвто» локализовал примерно 13% комплектующих. Это около 250 наименований компонентов. К концу 2009 г. планируется превысить заданные 30%. Ряд позиций, таких как сиденья, системы выпуска отработанных газов и топливный бак, мелкая и средняя кузовная штамповка, будут локализованы на «ИжАвто» после аудита KIA Motors.

Несмотря на положительный опыт сотрудничества с корейцами, Михаил Добындо, генеральный директор ОАО «ИжАвто», отмечает, что лицензионная сборка имеет свои минусы. Занимаясь лицензионной сборкой, предприятие теряет возможность экспортировать продукцию, влиять на часть производственных факторов и на ценообразование, так как цена на автомобиль определяется стоимостью комплекта. Поэтому специалисты «ИжАвто», как и их уральские коллеги, тоже склоняются к мысли о необходимости создания кластеров для более эффективного развития отрасли.

Уральские тяжеловозы

Сильной стороной уральского автопрома всегда было производство тяжелой автотехники - грузовиков, самосвалов и т.д. Сейчас у этого направления очень хорошие перспективы. Рост российской экономики и строительный бум требуют от автотранспортников быстрого увеличения парка грузовиков. Возникла необходимость обновления подвижного состава, что вызвало небывалый рост спроса на грузовую автотехнику. По данным агентства Abarus Market Research, в 2007 г. общий объем рынка грузовиков в России (включая легкие коммерческие) составил 327,6 тыс. машин, увеличившись по сравнению с 2006 г. на 26%.

Однако даже столь динамичный рост продаж не может удовлетворить спрос - клиентам приходится ждать автомобили месяцами. Еще более высокими темпами растет рынок тяжелых грузовиков (полной массой более 16 т).

Эта тенденция позволяет производителям грузовиков строить оптимистичные планы на будущее. Так, по словам Виктора Кормана, гендиректора автомобильного завода «Урал» (Миасс, «Группа ГАЗ»), в 2008 г. предприятие рассчитывает увеличить объем производства на 20-25% по сравнению с 2007 г.

В 2007 г. объём производства на предприятии вырос на 58,3% по сравнению с 2006 г.: было выпущено 15 751 грузовиков. Объем реализации в 2007 г. составил 16 тыс. грузовиков. АЗ «Урал» выпускает широкую гамму грузовых автомобилей: полноприводные внедорожные грузовики с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8 и 10х10 грузоподъемностью от 4 до 20 т и дорожные грузовики с колесными формулами 4х2, 6х4, 8х4 грузоподъемностью от 9 до 25 т. Предприятие также производит вахтовые автобусы.

Примерно 10% уральских машин идет на экспорт. Наиболее перспективными рынками сбыта уже несколько лет подряд остаются страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основной поставщик листового металлопроката на завод - ММК, сортового - металлургический завод им. А.К. Серова. Автонормали предприятие получает с «Красной Этны» (Н. Новгород) и Белебеевского завода автонормалей.

Объем потребления металлопродукции на «Урале» растет пропорционально увеличению объема выпуска грузовых автомобилей.

Среди значимых событий 2007 г. г-н Корман отмечает переход завода на двусменный режим работы; увеличение объемов производства грузовиков дорожной гаммы, а также специальной техники на их базе; участие автомобилей «Урал» в широкомасштабных учениях стран ШОС «Мирная миссия - 2007»; внедрение новой производственной системы, основанной на принципах «бережливого производства»; развитие сервисной сети, переход сервисных станций на единый фирменный стиль.

В прошлом году АЗ «Урал» реализовал несколько крупных проектов по модернизации производства. Были введены в эксплуатацию четыре новых обрабатывающих центра Ивановского завода тяжёлого станкостроения. С их помощью детали будут изготавливаться в 8,4 раза быстрей, чем раньше. ТЭЦ ОАО «УралАЗ-Энерго» запустила в эксплуатацию третий генератор, увеличив свою электрическую мощность в 1,5 раза - с 24 тыс. кВт до 36 тыс. кВт. Это значительно снизит энергетическую составляющую в себестоимости автомобилей, повысит надежность энергоснабжения завода.

Введен в эксплуатацию итальянский универсальный лазерный комплекс. Он состоит из установки по раскрою листового металла и листогибочного пресса.

Установка по раскрою металла фирмы Prima Industrie (Италия) позволяет выпускать заготовки и готовые изделия практически любой конфигурации. А также производить комплексный раскрой не одной, а нескольких деталей одновременно. Другая составляющая комплекса - гибочный пресс фирмы Gasparini (Италия).

В рамках инвестпрограммы по развитию производства дорожных грузовиков введён в эксплуатацию итальянский шиномонтажный комплекс. Время шиномонтажа сократилось до трех минут, балансировка колеса - до семи секунд. Комплекс рассчитан на сборку и балансировку колёс для 2500 грузовиков в год.

Для того чтобы выполнить планы по наращиванию производства, АЗ «Урал» с 3 марта 2008 г. увеличил суточный темп сборки автомобилей до 76 штук.

В течение 2008 г. планируется организовать серийное производство лучшего специализированного грузовика 2007 г. - автомобиля «Урал-4320-48» (колесная формула 6х6) с новой высококомфортабельной кабиной капотного исполнения, а также наладить выпуск дорожных грузовиков, оснащенных новым лицензионным двигателем ЯМЗ-650 (Euro-3, 412 л.с., лицензия Renault Trucks).

С итальянским акцентом

Стабильно наращивает производство и второй миасский завод, выпускающий большегрузные автомобили - российско-итальянское СП «Ивеко-УралАЗ». Завод основан в 1994 г. тремя учредителями: международным концерном IVECO S.p.A, компанией «Газпром» и ОАО «УралАЗ» с целью производства большегрузных автомобилей европейского класса, адаптированных для эксплуатации в России.

За годы работы предприятие прошло в своем развитии путь от «отверточной» сборки капотных автомобилей - аналогов «Магирусов», до конвейерной сборки нового поколения автомобилей Iveco Trakker.

Сегодня основная продукция «Ивеко-УралАЗ» - автомобили «Урал-Ивеко» массой до 38 т с колёсными формулами 6х6 и 6х4 на базе узлов и агрегатов итальянского автомобиля Iveco Trakker. Сборка ведётся из комплектов CKD, поставляемых из Европы.

Сейчас на «Ивеко-УралАЗ» производятся: самосвалы грузоподъемностью до 25 т, с платформами ковшового и прямоугольного типа объемом 12,8 и 15 куб. м, седельные тягачи с нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 22 т, способные буксировать полуприцепы до 78 т; лесовозы для перевозки хлыстов массой до 40 т; сортиментовозные автопоезда с прицепом длиной до 8 м, общей массой до 43 т.

В последнее время идёт активное освоение шасси «Урал-Ивеко» для монтажа спецтехники различного назначения. В 2006 г. была изготовлены партии трубовозов и контейнеровозов. Весной 2007 г. появился первый образец аэродромного пожарного автомобиля.

В начале 2005 г. предприятие перешло на производство новой модели автомобиля Iveco Trakker с двигателем Cursor 13 (380 л.с.), отвечающей экологическим нормам «Евро-3». Ещё одним серьёзным нововведением стало освоение выпуска современной кабины серии Stralis типа «AD» («короткая»), «AT» («длинная», со спальным местом). А осенью 2006 г. была запущена линия по производству самосвальных платформ с применением дробеструйного оборудования по лицензии фирмы Cantoni (Италия) с установкой гидрооборудования фирмы Binotto (Италия).

В 2008 г. планируется выпустить порядка 782 автомобилей «Урал-Ивеко» (в 2007 г. было собрано около 370 штук, а 2006 г. - 215). А в 2009 г. объем производства должен возрасти до 1,2 тыс. машин.

В 2007 г. «Ивеко-УралАЗ» увеличило потребление металлического проката почти в два раза, в связи с общим ростом объемов производства. Но, как сообщили на заводе «Ивеко-УралАЗ», учитывая, что завод собирает автомобили из европейских комплектов CKD, доля российских комплектующих незначительна. Металлопрокат в основном используется для производства самосвальных платформ и деталей собственного изготовления. В настоящее время основные поставщики металлопроката для «ИВЕКО-УРАЛАЗ» - «Карбофер Металл Урал» и «Меком» (г. Челябинск).

Грузовики на АМУРе

Не забывает о своей первой специализации и ЗАО «АМУР». Этот завод традиционно занимался выпуском грузовой техники (предприятие было создано на базе новоуральского филиала ЗИЛа). И первый опыт сотрудничества с иностранными партнерами завод приобрел именно в производстве тяжелых машин. В 2004 г.

АМУР подписал контракт с индийской компанией TATA Motors и начал сборку из индийских комплектующих малотоннажных низкорамных грузовиков ТАТА-407 и ТАТА-613.

В 2007 г. завод выпустил в общей сложности 1907 единиц тяжелой техники. Рост по сравнению с 2006 г. составил 210%. Этот «рывок» отчасти также объясняется китайским «влиянием». В прошлом году кроме китайских легковушек на заводе освоили выпуск российско-китайского самосвала грузоподъемностью 22 т. Как рассказали представители завода, он зарегистрирован под маркой «АМУР-6331» и выпускается совместно с китайской компанией FAW. В 2008 г. планируется собрать около 1 тыс. таких машин. Основными покупателями самосвалов должны стать дорожно-строительные компании региона. В прошлом году на АМУРе также заметно выросло и производство «ТАТ» - до 620 штук в год (с 251 в 2006 г.).

Среди новинок-2007 - металловоз «АМУР-633101». Решение об его производстве было принято в связи с тем, что в России увеличивается потребление лома и, соответственно, растет спрос на подобную технику.

Важным событием прошлого года стал запуск собственного производства самосвальных платформ для грузовиков. Их было выпущено порядка 100 штук. Так, потребление металлопроката на АМУРе (его получают с ММК и с Череповецкого меткомбината) в прошлом году возросло примерно на 10% - до 3,5 тыс. т. В этом году будет также локализовано производство универсальной пластиковой кабины (как капотной, так и бескапотной) для низкорамных и средних грузовиков.

Государственный тормоз

Учитывая те преференции, которые сейчас получают от государства автозаводы, занимающиеся лицензионной сборкой, именно эта схема работы стала основной госстратегией в автопромышленном комплексе. Главная проблема в том, что при таком подходе объемы выпуска невелики. Это значит, что предприятие не создает собственную компонентную базу, а по большей части занимается сборкой из импортных компонентов.

Эксперты рынка все больше склоняются к тому, что только кластеры позволят эффективно развиваться отечественному автопрому. Что, в свою очередь, положительно повлияет и на промышленность в целом. И каждое рабочее место на автозаводе создаст еще несколько рабочих мест в других отраслях.

В целом прошедший год сложился для уральского автопрома удачно. Все автозаводы региона увеличили объемы выпуска автомобилей, освоили производство новой техники. И, судя по их планам, в этом году они собираются еще улучшить собственные результаты. Кроме того, в регионе начали появляться проекты, благодаря которым новый импульс для развития получит не только автопром, но и другие отрасли.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта