В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
← оглавление номера

:

Вместе сильней

Ольга Иоффе 

В Свердловской области активно действуют два Союза, объединивших предприятия машиностроительного комплекса: Союз предприятий оборонных отраслей промышленности и Союз машиностроительных предприятий. Оба в начале 2008 года отметили свои 10-летия, благодаря усилиям и помощи Союзов машиностроители области пережили трудное время, большинство заводов в 2007 году вышло на безубыточную работу, найдя ниши на рынке. Однако дальнейшее развитие тормозится застарелыми проблемами: медленным техническим перевооружением производства, разорванными кооперационными связями и, главное, - потерей квалифицированных кадров. Все это снижает конкурентоспособность продукции.

Победы и поражения

Машиностроение - приоритетная отрасль промышленного комплекса Свердловской области. В его составе 187 крупных и средних предприятий и организаций, 12 НИИ и КБ, более 140 малых предприятий, 10 бизнес-групп, 3 региональных технологических центра. В целом машиностроители обеспечивают 22% промышленного производства в области, и есть предпосылки для укрепления этих позиций.

Союз машиностроительных предприятий - это 83 предприятия с общей численностью работающих более 33 тыс. человек и объемом отгруженной продукции свыше 30 млрд руб., что составляет соответственно почти 50% от численности и более 52% объемов производства всего гражданского машиностроения Свердловской области. В составе Союза - 56 заводов и производственных предприятий, научно-исследовательские, научно-производственные, инжиниринговые организации.

Из доклада Алексея Молоткова, Председателя Союза машиностроительных предприятий Свердловской области:

- Большинство предприятий - членов Союза, несмотря на все перипетии переходного периода и отсутствие поддержки со стороны государства, сумели не только сохранить свой производственный потенциал, но и существенно его приумножить. Техническое перевооружение, освоение выпуска современной конкурентоспособной продукции позволило коренным образом модернизировать машиностроительный комплекс. Объем отгруженной предприятиями Союза продукции вырос на 36% по сравнению с 2006 годом и составил более 30 миллиардов рублей. При этом в областном машиностроительном комплексе рост составил 24,5%.

Более 90% предприятий - членов Союза на протяжении последних лет увеличивают объемы производства, как в стоимостных, так и в натуральных показателях. Это «Уралмаш - буровое оборудование» (134,1%), «Пневмостроймашина» (137,0%), «Свердловский завод трансформаторов тока» (131,7%) , Уральский филиал «Энергомаш» ЮК Лимитед (128,7%), «Уралхиммаш» (116,1%), «Машиностроительный завод им. В. Воровского» (134,8%) и др.

Самый высокий уровень средней заработной платы показывает Завод трансформаторов тока (30 538 руб.), самый низкий - Саранинский завод кузнечно-прессовых машин - (5 405 руб.)

Поскольку главная беда большинства машиностроителей - изношенность основных фондов, все предприятия вкладывают средства в техперевооружение. В дело идут и собственные, и привлеченные средства, однако, по мнению производственников, отечественные банки устанавливают просто грабительские проценты. В целом, объем инвестиций вырос за 9 мес. 2007 г. на 67% (в 2006 г. - 60%) и достиг 1,1 млрд руб. При этом в объеме собственных средств существенно возросла доля амортизации. Вложения направляются в освоение новых производственных площадок (Свердловский завод трансформаторов тока, «РЭЛТЕК», ТПО «Уралпромоборудование»), запуск новых производственных мощностей (сборочно-сварочный комплекс «Уралэлектротяжмаш-Уралгидромаш»), ввод собственных электрогенерирующих мощностей.

По словам Алексея Молоткова, к последнему «неизбежно подталкивает ситуация с реформированием РАО «ЕЭС России». Непрозрачность затеянных энергетиками структурных преобразований, постоянно меняющиеся «правила игры» не позволяют машиностроителям вести даже краткосрочное планирование производства и ценообразование. А в декабре 2007 года добавилась еще одна проблема - «газовая», конфликт основного поставщика - «Уралсевергаза», с транспортировщиком «голубого топлива» - «ГАЗЭКСом». Теперь потребителям предлагают заключать два отдельных договора: на поставку и на транспортировку газа. При этом с разделением ответственности за срыв газоснабжения ясности нет. И все эти новшества сваливаются на наши головы в разгар отопительного сезона. Думается, правительству Свердловской области пора остудить пыл «горячих газовых парней».

Участники собрания отмечали, что до сих пор так и не заработал принятый в июне 2006 г. Закон «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области». По словам Алексея Молоткова, «и в феврале 2008 года выделенные областным бюджетом 90 миллионов субсидий на модернизацию машиностроительного комплекса остаются под большим вопросом. Они могут быть направлены на погашение процентной ставки по уже взятым кредитам. Причем взятым только у отечественных банков и только под конкретные бизнес-проекты, которые еще будут рассматриваться в конкурсном порядке».



За 10 лет существования Союзов областное машиностроение пережило и потери. В области практически прекращен выпуск товаров народного потребления (стиральных машин, пылесосов, велосипедов), которыми в свое время славились уральские машиностроители. Свернуто производство лифтов, крупных электромашин. В 2007 г. ни одно из предприятий Союза не находилось в процессе финансового оздоровления (банкротства), однако многие (особенно в малых поселках, например такие, как Артинский завод, выпускавший косы и швейные иглы) хотя формально и действуют, но испытывают большие сложности, поскольку потеряли рынок и не сумели перейти на выпуск более востребованной продукции.

Тяжелый кризис пережили станкостроители (Саранинский завод кузнечно-прессовых машин и Алапаевский станкостроительный), которые только в 2007 г. наконец-то начали восстанавливаться. Так, рост объемов производства на Саранинском заводе составил 159%. По мнению г-на Молоткова, основной причиной негативных явлений были и остаются неэффективные собственники.

Приход собственника, понимающего специфику отрасли и конкретного производства, заинтересованного в его развитии и вкладывающего средства в техническое перевооружение, благотворно влияет на предприятие. Примеры - «Завод трансформаторов тока», и «Уралмаш - Буровое оборудование» (входит в группу компаний «Интегра»), ситуацию на которых удалось переломить благодаря собственникам и менеджерам. Смена собственников и команды менеджеров открывает хорошие перспективы перед МК «Уралмаш».

Одна из самых тяжелых проблем отрасли - кадровая. Нехватка квалифицированных кадров в российской машиностроительной отрасли к 2010 г. увеличится более чем вдвое - до 3 млн человек, заявил гендиректор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, возглавляющий Союз машиностроителей РФ. По его словам, «нехватка квалифицированных инженерных кадров - порядка 1,3 млн человек. Опыт ведущих стран говорит о том, что вопросы подготовки кадров должны решаться не только с помощью государства, но и бизнеса». Но то, как «помогает» в преодолении кадрового дефицита областное Министерство образования, названо на собрании «недопустимой профанацией». 100 млн руб., выделенные из бюджета на создание 3-4 оснащенных высокотехнологичным оборудованием учебно-производственных центров на базе передовых машиностроительных заводов, были «распылены» по десяткам ПТУ и техникумов.

 



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Борис Оглоблин, гендиректор ОАО «Екатеринбургские лесные машины»:

- Сегодня не только проектировать, некому работать на станках. Некому заниматься новой техникой, не хватает проектных, научно-исследовательских институтов. Мы сотрудничаем с Лесотехническим институтом, подписали с ним договор о подготовке конструкторов. Вузы не уменьшили выпуск специалистов, сократилось число идущих на производство. Социальная сторона: низкая заработная плата, отсутствие жилья - основные проблемы наших работников. Надо дать возможность предприятиям самим строить жилье для сотрудников. Этим мы закрепим молодых специалистов.

Юрий Осинцев, член Совета Федерации Законодательного Собрания РФ:

- Существует три способа привлечения новых технологий в отрасль: покупка лицензий (однако иностранные разработчики не заинтересованы в создании конкурентов, поэтому продают технологию либо не полностью, либо ограничивают работу на третьих рынках), собственные разработки, в скорости внедрения которых Россия значительно отстает от других стран, и покупка готовых предприятий с этими технологиями. Для конкурентоспособности отрасли необходимо развивать все эти способы одновременно.

Машиностроение нуждается в поддержке со стороны государства. Для технического перевооружения предприятий требуется импортное станочное оборудование. К сожалению, отечественное оборудование необходимого уровня в ближайшие десять лет у нас производиться не будет. Государство должно обеспечить импорт по льготным ценам путем снятия таможенных пошлин. Также необходима поддержка экспорта продукции машиностроительных предприятий.

Александр Петров, генеральный директор ЗАО «РЭЛТЕК»:

- Одна из проблем - строительство новых площадок для развития производства, освоение новых территорий, которое ведется за счет собственных средств предприятий или с использованием кредитов с грабительскими процентами. Сдерживает развитие предприятий и энергетика, газовое хозяйство, череда проверяющих чиновников.

Правительство Свердловской области и государство должны помочь предприятиям в решении вопросов по кредитным ставкам, в получении земли под строительство, проблем, касающихся развития инфраструктуры. Мы ожидаем лоббирования наших интересов правительством в части защиты собственных производителей, как это, например, происходит в Тюмени. В конечном счете, это программа защиты нашего населения, социальная программа.

Большая часть свердловских машиностроителей - представители ОПК, их родное объединение - Союз предприятий оборонных отраслей промышленности (Союз ОП). Эта организация родилась на рубеже 1996-1997 гг., когда само существование многих заводов, даже таких уникальных, как «Уралвагонзавод», ставилось под сомнение. Союз создавался по инициативе группы директоров заводов ОПК, чтобы в буквальном смысле «не пропасть поодиночке». Сегодня ситуация в оборонной промышленности изменилась: за последние пять лет загрузка мощностей, занятых в производстве спецпродукции, выросла почти на 40%, существенно увеличился объем экспортных поставок. В отрасли идут активные процессы объединения и кооперации производителей по продуктовому принципу. В России сформированы (или находятся в стадии формирования) 25 интегрированных структур, в их числе и ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», в которую войдут на первом этапе шесть предприятий Свердловской области.

В областном Союзе ОП 82 предприятия и организации, в их числе 32 завода и 12 НИИ и КБ относятся к различным управлениям Роспрома, Федеральному космическому агентству и Федеральному агентству по атомной энергии, остальные - к Минэкономразвития РФ. В Союзе есть банки, страховые компании и ряд коммерческих организаций, оказывающих услуги предприятиям ОПК в рекламно-выставочной, издательской и других направлениях деятельности.

Из доклада Николая Малых, президента Союза ОП:

- В 2007 году предприятия и организации Союза выпустили продукции на 125,3 миллиарда рублей, это - 19% от общего объема производства промышленной продукции по обрабатывающим отраслям Свердловской области. В целом рост объемов производства составил 121% к уровню 2006 года. По данным экономических служб, в 2008 году в целом по промышленным предприятиям Союза ожидается рост объемов производства 118% к уровню 2007 года, а по организациям отраслевой науки - 111%.

По мнению руководителя Союза, главное достижение прошедших лет в том, что «сохранено большинство предприятий ОПК от банкротства и захвата недобросовестными собственниками. У руководства заводами остались люди, обладающие чувством ответственности за судьбы коллективов и их будущее».

Конечно, есть специфические задачи и проблемы, такие как, например, вопросы ценообразования в условиях жесткого ограничения контрактных цен на продукцию по гособоронзаказу, отмена льгот по налогообложению имущества и земель мобилизационного назначения. Есть и заботы, характерные для всех машиностроителей. В первую очередь это качество продукции, которое неразрывно связано с уровнем технического оснащения предприятий и квалификацией персонала. Об этом мы беседуем с заместителем исполнительного директора Союза ОП Свердловской области Владимиром Кукарских.

- Владимир Андреевич, все ли предприятия оборонного комплекса области чувствуют себя сегодня благополучно?

- За более чем 10-летнюю историю нашего Союза фактически прекратили существование четыре предприятия областного ОПК. Это завод «Каучук», бывшее предприятие Минатома, а также группа боеприпасных предприятий: Режевской химзавод, Высокогорский механический завод (ВМЗ) и бисертский «Уралсельмаш». Еще несколько заводов, в результате процедуры внешнего управления и финансового оздоровления, нашли свои ниши на рынке, сменив специализацию. Например, ГУП «Невьянский механический завод» превратился в ООО «Невьянский машиностроительный завод», один из цехов ВМЗ вошел в состав химзавода «Планта». На месте филиала ЗИЛа - ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), а режевской мехзавод обрел новое имя - «СК-металл», входит в структуру холдинга «СК-пром» и работает в основном на нужды АМУРа. В целом все заводы, НИИ и КБ, входящие в наш Союз, показали в 2007 году уверенный рост объемов производства. Впервые за последние годы предприятия-«боеприпасники», на которых ситуация была особенно тяжелой, показали темпы роста выше, чем другие оборонные отрасли, - 134,7%.

- Износ основных фондов на наших машиностроительных предприятиях достигает на некоторых переделах 70%. На таких станках невозможно добиться нужной точности обработки. Как идет техническое перевооружение предприятий? За счет каких средств?

- В 2007 году предприятия Союза потратили на техническое перевооружение 13 миллиардов рублей. В этой сумме основная доля принадлежит, конечно, трем крупнейшим предприятиям: ВСМПО, «Уралвагонзавод», «Уралэлектрохимкомбинат». Но и другие заводы реализуют проекты техперевооружения за счет собственных и привлеченных средств. Активно обновляют основные фонды Серовский механический завод, НПП «Старт», «Уралтрансмаш», Кировградский завод твердых сплавов, Уральский приборостроительный завод и другие. На 2008 год все предприятия запланировали деньги на новую технику, суммарно - 16,5 миллиарда рублей, а до 2015 года - почти 80 миллиардов рублей.

Конечно, предприятиям нужна не только моральная, но и финансовая поддержка. На наш взгляд, наиболее приемлемый вариант - предусмотреть в областном бюджете средства, допустим, на погашение процентов по кредитам на приобретение оборудования. Заводы смогут поставить новое современное оборудование, существенно увеличить выпуск высокотехнологичной продукции. Отдача - значительный рост налоговых поступлений в бюджет, который с лихвой перекроют бюджетные расходы.

Техперевооружение порождает новую проблему - кадровую. Современные станки требуют уже не просто рабочих, а рабочих с инженерным образованием. В ОКБ «Новатор» на самых современных станках работают специалисты с высшим образованием.

- «Новатор» находится в Екатеринбурге, здесь, в крайнем случае, можно переманить людей с того же ЗиКа или взять хорошего выпускника УПИ. А что делать предприятиям в области?

- Это общая проблема машиностроителей, решение лежит в социальной и, отчасти, в законодательной плоскостях. Мы считаем, что отмена льгот от призыва в армию для молодежи, работающей на предприятиях ОПК, ошибочна. Необходимо срочно возродить систему ПТУ, нужна государственная программа по кадровой политике в ОПК. Такое крупное предприятие, как «Уралвагонзавод», имеет возможность решать проблему своими силами: поддерживает училища, посылает молодежь в вузы, ведет переподготовку в рамках корпоративного университета. Но для заводов в небольших городах и поселках области это больной вопрос. И у нас не более пяти лет, чтобы его решить. Иначе к 2013 году квалифицированных станочников в России просто не останется.

- Объем государственного оборонного заказа за последние годы существенно вырос. А сам заказчик помогает заводам решать проблемы, вкладывает средства в освоение новых технологий?

- Это проблемы самих предприятий, которые в стоимости своей продукции закладывают средства на модернизацию и техперевооружение. Другое дело, что этих средств не хватает. Нужна государственная программа технического перевооружения предприятий ОПК с ориентацией на создание новых перспективных разработок в рамках государственного оборонного заказа. В этом плане уже есть некоторые подвижки. Например, создание холдингов позволяет развивать межзаводскую кооперацию и специализацию отдельных предприятий на изготовлении комплектующих узлов и деталей для всех участников объединения. В рамках создания НПК «Уралвагонзавод» проводились совещания металлургов, сварщиков, на которых приняты решения. Во-первых, о разработке программы специализации, во-вторых, о ликвидации некоторых переделов на отдельных заводах и переносе выпуска, например, цветного литья на одно предприятие, где имеются хорошие современные мощности. Центр будет работать в интересах всех предприятий холдинга. У нас уже есть вполне положительный опыт Центра печатных плат на базе ПО «Октябрь», его услугами пользуются многие предприятия ОПК области. Завод «Вектор» свое производство печатных плат закрыл. В октябре т.г. на базе УралНИТИ и ЗАО «Региональный центр листообработки» планируется открытие Уральского лазерного инновационно-технологического центра. Его главные задачи - оказание практической помощи предприятиям региона при освоении лазерных технологий, в том числе адаптация известных лазерных технологий к условиям и задачам конкретных предприятий (объемная сварка, резка, термоупрочнение и наплавка), демонстрация возможностей новейшего лазерного оборудования и подготовка квалифицированных специалистов. В создании центра принимают участие немецкие фирмы. Более того, на поддержку этого проекта германское Министерство науки и образования выделяет 500 тысяч евро. К деятельности ЛИТЦ будут привлечены вузы Екатеринбурга (УрГУ, УГТУ-УПИ), научно-исследовательские институты УрО РАН, Уральская торгово-промышленная палата и другие организации области.

- На Западе все крупнейшие машиностроительные компании выпускают и гражданскую, и военную продукцию. У нас, похоже, начинается разделение на гражданское и спецпроизводство. К примеру, появилось сообщение, что «Уралвагонзавод» выделил производство вагонов в отдельный завод.

- На Урале практически не осталось предприятий, имеющих стопроцентный оборонный заказ. Большинство заводов уже давно выпускает и спецтехнику, и гражданскую продукцию. Конверсия, при всех своих издержках, сыграла положительную роль. Сегодня УОМЗ производит геодезическую и медицинскую технику на самом современном уровне, «Уралвагонзавод» выпускает экскаваторы, тракторы, ПУМы, ЗиК - погрузчики, коммунальную технику, Серовский механический завод и УралНИТИ - оборудование для ТЭКа. Подавляющее большинство предприятий Союза именно благодаря программе конверсии нашли свою нишу на гражданском рынке.

«Приоритетное технологическое развитие машиностроительного комплекса становится решающим условием инновационного развития страны, причем развития, опережающего все другие отрасли экономики», - сказал на Втором съезде Союза машиностроителей России в Ижевске Дмитрий Медведев. А в резолюции съезда записано: «Необходима переориентация отечественного машиностроения на интенсивный опережающий путь развития, что предполагает решение комплекса накопившихся проблем в законодательной, нормативной, правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и иных сферах. Если учесть высокие темпы технического перевооружения развитых экономик мира, фактор времени приобретает решающее значение».

Состоянием отрасли наконец-то озаботилось государство. И это дает надежду, что для предприятий машиностроительного комплекса Свердловской области кончилось время борьбы за выживание. Поддержка властных структур, растущий государственный оборонный заказ, подкрепленный реальным финансированием, давние инженерные традиции, уникальный научный потенциал - все это создает хорошие возможности для развития и закрепления на рынке.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта