В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №4 (апрель 2008) / Заглянуть за горизонт
← оглавление номера

:

Заглянуть за горизонт

  

Через несколько лет ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, г. Новоуральск Свердловской обл.) намерено собирать около 100 тыс. легковых автомобилей и около 20 тыс. грузовиков. На наших глазах предприятие, созданное пять лет назад на базе активов Уральского автомоторного завода (бывшего филиала ЗИЛа), выходит на новые горизонты развития.

О достижениях и перспективах развития завода гл. редактору журнала Валерию Борисову рассказывает президент ЗАО «АМУР» и генеральный директор холдинга «СК-Пром» (в его состав входит ЗАО «АМУР») Павел ЧЕРНАВИН.

- Павел Федорович, автомобили каких марок выпускает ЗАО «АМУР» сегодня? Расскажите об итогах 2007 года.

- В минувшем году запущено три сборочных конвейера. В мае - два конвейера по сборке внедорожников Landmark (ZX Auto), в июне - конвейер по сборке автомобилей класса В - седанов Geely Otaka (Geely International Corp). По итогам прошлого года, собрано около 4 тысяч седанов и 1,8 тысяч внедорожников. Потенциал мощностей, созданных в Новоуральске, позволяет собирать 15 тысяч машин в год.

- Почему для сборки были выбраны автомобили именно китайских марок?

- Ставка на китайские автомобили - это осознанный выбор. Производители всего мира, в том числе Mercedes и Audi, комплектующие для своих автомобилей заказывает в Китае. Это дешевле. А качество китайцы уже научились обеспечивать. Прошло время, когда китайские заводы слепо копировали японские и европейские модели. Сегодня китайский автопром уже настолько развит, что выпускает авто собственных разработок. В частности, седаны Otaka Geely используются в Китае как такси, это вполне надежные современные автомобили. Реализует по РФ автомобили, собранные в Новоуральске, крупный российский дистрибьютор, компания «Инком-Авто». Цена седана - от 291 до 313 тысяч рублей, в зависимости от комплектации. Сопоставимо с «Жигулями», но это более качественный автомобиль, уровня KIA.

- Пять лет назад свою деятельность завод «АМУР» начинал со сборки низкорамных грузовиков «ТАТА», по технологии и из компонентов одноименной индийской компании. Вы продолжаете сборку этих автомобилей?

- Мы действительно начинали со сборки грузовиков «ТАТА» (грузоподъемностью 3,8 т), затем освоили сборку средних грузовиков (грузоподъемностью 5-8 т) под собственной торговой маркой «АМУР». В конце прошлого года освоена сборка 20-тонных китайских грузовиков. Всего в прошлом году выпущено около 2 тысяч грузовиков. Половина из них - под торговой маркой «АМУР».

По моему мнению, полноценный автозавод должен выпускать и легковые, и грузовые модели. Да и продавцам-дилерам интереснее работать с полной линейкой - от седана и внедорожника до тяжелого грузовика. В нашей заводской линейке пока не хватает легкого грузовика. И я начинаю присматриваться к американским автомобилям. Руководители американского автобизнеса заинтересованы в новых рынках сбыта, поскольку в этой отрасли наблюдается спад. Курс доллара падает по отношению и к мировым валютам, и к рублю, что делает более доступными варианты покупки американской технологии.

АМУР сейчас загружен примерно на четверть. Лет через пять мы планируем выйти на уровень сборки 100 тысяч легковых автомобилей и 20 тысяч грузовиков. И это будет оптимально для завода.

- Мировая практика предусматривает постепенную локализацию выпуска автокомпонентов, изготовление их на местах. Что делается для создания и развития уральского автомобильного кластера?

- В автопроме есть такие понятия, как SKD-комплекты и CKD-комплекты. Первый - это автомобиль в разобранном виде. Второй - в разобранном виде поставляются также и штампованные детали кузова. К концу года на АМУРе будет запущена линия сборки, сварки, покраски.

К локализации производства автокомпонентов ведет сама логика развития бизнеса. На базе нашего цеха 150 мы в этом году создаем технопарк, который отдаем в аренду предпринимателям, которые станут поставщиками автокомпонентов. Кластерный подход популярен во всем мире, а на Урале сам бог велел его развивать. Почти все необходимые комплектующие можно делать в регионе.

- От автонормалей до двигателей?

- Надо быть реалистами - в производстве автомобильных двигателей мы отстали навсегда. Выпуск двигателей, соответствующих экологическим нормам euro-3, требует таких вложений, что ни одно российское предприятие их не потянет. Россия еще может обойти других производителей на каком-то крутом вираже, на инновациях - например, изобретении принципиально нового водородного двигателя, или двигателя смешанного типа. Но вот современные двигатели внутреннего сгорания покупать придется в Китае, где мировые производители, такие как Kammins, построили самые современные заводы. Они выпускают настолько качественные и дешевые двигатели, что их покупает весь мир.

Скорее всего, придется покупать и мосты, производство которых в России полностью развалено. А вот все остальное вполне возможно производить на местах. Штамповка, светотехника, электроника - все это российские производители могут и должны делать сами.

В соответствии с японской методикой «Кайдзен», цель может быть какой угодно высокой, важно, чтобы человек каждый день делал хотя бы маленький шажок для ее достижения. Моя цель - российский автомобиль. И пусть сегодня он собирается на 90% из импортных деталей. Но завтра - уже наполовину. А через несколько лет на 90% - из отечественных компонентов. Это путь, который реализовали на практике китайские производители.

В 2007 году АМУР провел совещание, в котором участвовало 84 уральских предприятия. 30 из них изъявили желание стать поставщиками. Четыре предприятия уже начали поставки, остальные ведут подготовку производства. Я считаю, о кластере можно говорить, когда таких предприятий будет не меньше 20.

Локализация - процесс не быстрый, сначала надо сделать подготовку серийного производства. Ведем переговоры с Уральским оптико-механическим заводом. А литые диски колес на наш конвейер уже поставляет Каменск-Уральский литейный завод (КУЛЗ).

- КУЛЗ - не единственный производитель литых дисков на Урале. В том же Каменске фирма «Виком» предлагает не меньший ассортимент качественных дисков. Стать постоянным поставщиком на сборочный конвейер - мечта многих фирм. Каким образом ее можно реализовать?

- Мы открыты для сотрудничества. Главное при выборе поставщика - соотношение цена-качество. Любой производитель, который сможет предложить нам комплектующие по нашим требованиям, представить опытный образец, который выдержит испытания, сможет стать нашим поставщиком.

- Павел Федорович, вы в течение почти 10 лет были председателем правления банка «Северная казна». Вполне благополучный бизнес, который вы оставили, чтобы возглавить далеко не самое успешное на тот момент промышленное предприятие. Это было ваше решение? Или повлияло областное равительство, которое таким образом надеялось санировать убыточные предприятия?

- Еще до банка я занимался консалтингом. Вместе с Владимиром Фроловым мы руководили ассоциацией «Налоги России». Она вела оптимизацию налогообложения наших клиентов, защищала, и весьма успешно, их интересы в арбитражах разных уровней. Я достаточно подробно, изнутри, ознакомился с деятельностью около 100 промпредприятий. Так что желание применить свои знания в реальном секторе экономики у меня возникло давно. А в 2002 году представился удобный случай на Егоршинском радиозаводе (Свердловская обл.). Это бывшее предприятие оборонного комплекса, к тому времени уже приватизированное и акционированное, не вписалось в рынок. Банку «Северная казна» принадлежал небольшой пакет акций завода, и вопрос стоял так: либо мы теряем свои вложения, либо выкупаем завод и выводим его на прибыльность.

СПРАВКА

ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (ЗАО «АМУР») создано в 2003 г. на базе активов Уральского автомоторного завода (бывший филиал ЗИЛа).

В апреле 2004 г. АМУР заключил контракт на лицензионное производство малотоннажного коммерческого грузовика «Таtа-613» индийской компании Таtа Мotors. В ноябре 2006 г. завод подписал соглашения о сотрудничестве с китайскими автомобильными компаниями Geely и ZX Auto и компанией «Инком-Авто». В 2007 г. АМУР приступил к сборке внедорожников Landmark и легковых автомобилей Geely Otaka. В прошлом году на главном сборочном конвейере завода также начат выпуск новой модели грузового автомобиля «АМУР-5312», укомплектованного бескапотной кабиной производства китайской автомобильной группы FAW.

По итогам 2007 г. завод в несколько раз увеличил объемы производства, запустив три конвейера по сборке легковых автомобилей (седанов и внедорожников) и один - по сборке тяжелых 20-тонных грузовиков. Выручка по итогам года выросла в четыре раза. Если в 2006 г. она составляла 600 млн руб., то по итогам 2007 г. - 2,6 млрд руб.

Прежде завод выпускал электронные системы телекодовой связи для оборонного комплекса. Заказов не было, дело шло к банкротству. Висели большие долги. В 2001 году, когда мы приобрели этот завод, он выпускал продукции всего на 40 миллионов руб.

Сегодня Егоршинский завод - это поставщик порядка 60 комплектующих на конвейер «АвтоВАЗа». В том числе - формовых резинотехнических изделий, резиноармированных, электрических жгутов и автоэлектроники (датчик температуры в салоне, система управления отоплением, бортовые компьютеры для последних моделей ВАЗа). Оборонный заказ также присутствует - в пределах 5%.

По итогам 2007 года выпущено продукции на 720 миллионов рублей (это полуторный рост производства в отношении 2006 года).

- Сегодня в составе холдинга «СК-Пром» - четыре завода. Все они на момент приобретения лежали. А после вхождения в холдинг, через некоторое время, начинали становиться успешными. Как вам это удается? Просто вы работаете волшебником?

- Никакого волшебства. Длительный трудоемкий процесс на основе маркетингового исследования. Но никакой самый скрупулезный расчет не панацея от ошибок. Есть направления, которые кажутся перспективными, начинаешь пробовать - не идут. Никогда заранее успех не гарантирован.

В частности, на Егоршинском заводе первым, за что мы взялись, был выпуск широкополосной радиостанции. Это альтернатива сотовой связи, только лучше, ее невозможно прослушать. Казалось бы, военные и службы МЧС в первую очередь должны были за нее ухватиться. Замечательная вещь! Но на рынке она не пошла, оказалась невостребованной.

А вот с комплектующими для автопрома мы попали в точку. Интересно также работать с естественными монополиями. Вычислить, что им необходимо, и предложить. Например, Егоршинский завод ведет поставки систем безопасности для железной дороги.

- Банковский образ мысли помогает руководить промпредприятием?

- Работа в банке приучает мыслить на перспективу, оценивать новые проекты в процентах годовых. Еще одно предприятие нашего холдинга - «СК-Металл», бывший Режевской механический завод. В прошлом - исключительно оборонное предприятие, которое выпускало боеприпасы (снаряды). Сегодня оно специализируется на выпуске компонентов для автопрома. В частности, выпускает демпфер крутильных колебаний для инжекторных моделей «АвтоВАЗа». Среди наших заказчиков также завод «Пневмостроймашина», предприятия энергетики. В последнее время появился и оборонный заказ, в этом году он составит около 20% производства.

Завод оснащен токарным и фрезерным оборудованием, литейное производство специализируется на точном оболочковом литье. Рост объемов ежегодно около 15-20%. По итогам 2007 года выручка составила 300 миллионов рублей, план на 2008 год - 420 миллионов рублей.

Недавно в состав холдинга вошел Уральский лесохимический завод (пос. Нейво-Рудянка, Свердловская обл.). Раньше он из живицы (смолы) производил канифоль и скипидар. Мы перепрофилировали завод на выпуск лекарственной субстанции, дигидрокверцетина. Этот рынок весьма перспективен. Но усилий, чтобы поднять предприятие, требуется еще немало.

Павел Федорович Чернавин

Родился 18 марта 1958 г. в Алапаевске Свердловской обл.

После окончания инженерно-экономического факультета УПИ с 1980 по 1990 г. работал в Институте математики и механики УНЦ АН СССР (Екатеринбург), Ижевском физико-техническом институте УНЦ АН СССР, на Ижевском механическом заводе.

В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Решение задач перспективного планирования с противоречивой системой ограничений». Руководил центром исследования «Симплекс».

С 1990 г. - вице-президент Ассоциации «Налоги России» (Екатеринбург). Участвовал в разработке альтернативного Налогового кодекса РФ.

С 1992 по 2003 г. - председатель правления банка «Северная казна».

С мая 2003 г. - гендиректор ОАО «СК-Пром». Президент ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (входит в состав ОАО «СК-Пром»).

Женат, воспитывает двоих сыновей.

- Павел Федорович, в марте вам исполнилось 50 лет. Рубеж, когда принято подводить итоги. Все ли намеченное удалось выполнить?

- В принципе то, что намечал - выполнил. Хотел заниматься наукой - занимался. Финансами - была такая возможность. Захотел производством - получилось. Мой жизненный алгоритм очень прост - пашу с утра до вечера. Трудоголик. Я постоянно ищу новые направления для развития бизнеса. Люблю, когда адреналин в крови. Чем меньше думаешь о возрасте, тем дольше живешь.

Когда человек говорит, что устал от отдыха, значит, не сильно и уработался. Мне отдыха всегда не хватает, правда, последние 20 лет больше чем на две недели и вырваться не получается. И в ближайшие пять лет длительный отпуск не предвидится.

Всего достичь невозможно - и это хорошо! Это как линия горизонта, которая всегда отодвигается, открывая все новые рубежи.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта