В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов

Главная Новости Журнал Аналитика Статьи Тендеры О компании Рекламодателям Подписчикам Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы - ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №7 (июль 2008) / Уралмаш. 75 лет войны и мира
← оглавление номера

Машиностроение:

Уралмаш. 75 лет войны и мира

ОЛЬГА ИОФФЕ 

15 июля 2008 года Уральскому заводу тяжелого машиностроения - первенцу тяжелой индустрии России - исполняется 75 лет. Дата довольно условна: хотя в этот день в 1933 г. действительно состоялся торжественный пуск «завода, строящего заводы», однако выпуск продукции начался значительно раньше.

Завод был построен в рекордные сроки: торжественно-официальная закладка «первого камня» в фундамент будущего цеха металлических конструкций произошла 15 июля 1928 г. Это яркая примета того горячего и насыщенного времени: времени голода и энтузиазма, «происков врагов», надежд на светлое будущее и веры в свое правое дело. Еще нет утвержденного проекта и даже точно не определено место будущего завода, а на стройке уже все кипит.

Все мы выросли из Уралмаша

В 1927-1928 гг. Уралмаш начинался как обычный крупный завод «местного значения» европейского типа, который «обязан следовать за нуждами в машиностроительных изделиях уральской и, далее, сибирской промышленности, и быть максимально подвижным - то есть иметь все данные для того, чтобы следовать за интенсивным развитием той или иной отрасли промышленности...». Так было записано в статусе будущего Уралмаша. Но уже 3 июля 1927 г. было принято решение о необходимости строительства на Урале общесоюзного завода тяжелого машиностроения, гиганта социалистической индустрии. Только в 1931 г. проект был утвержден, в нем была предусмотрена конструктивная возможность будущего расширения с прозорливым прицелом главного проектировщика «А если завтра война?». С тех пор Уралмаш стал «отцом» большинства крупнейших предприятий СССР, прежде всего металлургических, горнодобывающих и нефтегазодобывающих.

На Урале есть много заводов значительно старше Уралмаша, однако нет, вероятно, ни одного, внесшего столь существенный вклад в индустрию бурно развивающейся страны. За восемь довоенных лет на УЗТМ было изготовлено оборудование для 18 доменных печей, 70 прессов, 170 дробилок и мельниц, 13 прокатных станов, 20 агломерационных машин, первые отечественные карьерные экскаваторы. В годы Великой Отечественной войны Уралмашзавод выпустил 30 тысяч орудий полевой и танковой артиллерии, изготавливал бронекорпуса, а затем освоил и полный цикл производства танков и самоходок. В 50-80-х гг. блюмингами, прокатными станами а затем МНЛЗ с маркой «УЗТМ» оснащались все металлургические комбинаты СССР и стран Восточной Европы. 12 тысяч карьерных гусеничных и 250 шагающих экскаваторов использовались при открытой добыче полезных ископаемых на всей территории СССР. 14,5 тысяч буровых установок осваивали нефтяные и газовые месторождения.

В те годы флагман отечественной тяжелой промышленности был не только огромным производственным комплексом, но и настоящим центром инженерной мысли. В свое время уралмашевские конструкторы произвели переворот в металлургии, создав первую в мире МНЛЗ криволинейного типа. Здесь родился уникальный проект самого производительного в мире прокатного стана - блюминга-автомата 1300 (первый был пущен на Криворожском металлургическом комбинате в 1955 г.). Первая российская техника «в северном исполнении», рассчитанная на эксплуатацию при температуре до -50°С была изготовлена на Уралмаше в 70-х гг. прошлого века: 15 экскаваторов для Нерюнгринского угольного разреза. Среди «произведений» Уралмаша - экскаватор ЭШ-100.100 (стрела 100 м, ковш 100 кубов), названный журналистами «восклицательным знаком отечественного экскаваторостроения». И еще много чего «первого и восклицательного» носит марку УЗТМ.

К сожалению, рубеж XX-XXI веков был далеко не лучшим временем в истории легендарного предприятия. За это время Уралмаш несколько раз сменил хозяев, пережил несколько этапов «оптимизации и реструктуризации бизнеса». Сначала «ушло с молотка» вместе с разработчиками металлургического оборудования собственное металлургическое производство, которое некие «очень грамотные» экономисты и финансисты посчитали «непрофильным активом» (хотя металлургия для Уралмаша - такая же суть, как и механообрабатывающий передел). Та же участь постигла буровое и горное направление. Из него выведены все инжиниринговые, маркетинго-сбытовые, сервисные и инструментальные подразделения. В результате завод потерял возможность выполнять под ключ заказы на сложное металлургическое, горное, буровое оборудование, поскольку это требует и собственной разработки, и поставок по кооперации, и сервисного сопровождения. Это пагубно сказалось не только на Уралмаше, но и в целом на всем российском тяжелом машиностроении. «Раздерганная на кусочки» отрасль лишилась эффективного лидера, способного на равных конкурировать на мировом рынке, и быстро была вытеснена мощными зарубежными компаниями.

Ситуация начала меняться с конца 2007 г., когда Уралмашзавод был передан в состав машиностроительной корпорации «Уралмаш». Акционеры и менеджмент взяли курс на возрождение былой славы и мощи Уралмаша, восстановление завода практически в том виде, каким было Производственное объединение «Уралмаш» до реструктуризации, то есть как предприятие полного цикла, только на более высоком технологическом уровне. Для этого нужно развивать инжиниринг, восстановить кадровый потенциал и модернизировать основные фонды. Ни много ни мало. Задача - «для настоящих мужчин», сравнимая с задачей первого строительства Уралмаша 75 лет тому назад. «Уралмаш не собирается становиться производителем дешевого железа. Либо сами, либо совместно с кем-то, но мы будем инжиниринговой компанией. При этом инвестируя и занимаясь отладкой наших производственных мощностей, повышая эффективность», - говорит генеральный директор МК «Уралмаш» Назим Эфендиев (Подробнее - на стр. ).

Вся инженерная рать

Первый шаг в реализации стратегии возвращения на рынки был сделан в декабре 2007 г.: МК «Уралмаш» выкупил у «Северстали» за млн ООО «Уралмаш - Металлургическое оборудование» (Уралмаш - МО), разработчика и поставщика технологического оборудования для металлургических компаний. «Уралмаш - МО» - наследница 75-летнего уралмашевского опыта по созданию металлургических машин и агрегатов, уникальной школы проектирования и создания металлургического оборудования. Эта структура стала основой вновь создаваемого центра конструкторской мысли «Уралмаш-Инжиниринг». Принята дивизиональная структура, каждый из шести основных дивизионов (горное оборудование, нефтегазовое, металлургическое, подъемно-транспортное, агломерации обжиговых машин металлизации (черный куст) и автоматические системы управления) объединяет проектные и коммерческие подразделения. Это позволяет Уралмашу обеспечить полный производственный цикл, включая конструкторские разработки. К последнему десятилетию ХХ века ПО «Уралмаш» было как раз такой компанией мирового уровня, имевшей в своей структуре инжиниринговые, производственные, сервисные подразделения.

Возвращение МО - реальная возможность снова занять достойные позиции на рынке металлургического оборудования. Вместе с компанией на Уралмаш вернулись прекрасные специалисты и огромный технический архив. Делать МНЛЗ и прокатные станы (особенно рельсобалочные и колесобандажные) Уралмаш пока не разучился, но восстановление разорванной единой цепи создания сложного высокотехнологичного оборудования - процесс сложный, длительный.

За год возвращены «в родные пенаты» разрозненные материальные активы, инжиниринг, сервисные и инструментальные службы. Металлургические цехи снова вошли в комплекс завода. Из состава ОМЗ на Уралмаш передан инжиниринг дробильно-размольного, экскаваторного и подъемно-транспортного оборудования. Это дало возможность возобновить выпуск карьерных экскаваторов, бурового оборудования по собственным разработкам.

Сегодня «в портфеле» у Уралмаша контракт на производство оборудования для Михайловского ГОКа на 5 млрд руб., выпуск оборудования для доменной печи НЛМК, модернизация МНЛЗ для конвертерного производства ММК, контракт с НТМК на поставку литейного крана грузоподъемностью 225 т по уралмашевскому инжинирингу. В запуске на заводе два барабана для кранов НТМК, два литейных крана для Северстали, каждый грузоподъемностью 500 т. На «Мотовилихинских заводах» пущен в эксплуатацию шихтовый кран грузоподъемностью 30 т.

Какой же Уралмаш без буровой?

Своим рождением буровое (и экскаваторное) направление на Уралмаше обязано легендарному директору Борису Глебовичу Музрукову, по указанию которого еще в 1944 г. на заводе была сформирована инженерная группа, разработавшая план послевоенного развития УЗТМ. Наряду с доменным и прокатным оборудованием на заводе должны были производиться буровые установки и тяжелые экскаваторы. И, несмотря на жесткое противодействие, генерал Музруков отстоял этот перевод завода на мирные рельсы.

Первые три буровых установки «Уралмаш-1» были выпущены в 1945 г. Они были рассчитаны на глубину бурения до 3,2 км, на них стояли танковые двигатели В-2 производства Уральского турбомоторного завода, и собирали узлы этих буровых в цехе, где раньше собирали танки. «Доведение до ума», модернизация, поиски конструкторов, отладка производства завершились в 1951 г. созданием совершенно новой дизельной буровой установки «Уралмаш-3Д». Эту модель завод выпускал вплоть до 1998 г. В 1985-1989 гг. Уралмашзавод ежегодно отправлял до 400 буровых комплектов для работы на суше и с морских платформ. В целом в мировом нефтегазовом комплексе работают 14,5 тыс. буровых с маркой УЗТМ, среди них вписанная в книгу рекордов Гиннесса «Северянка» - буровая установка «Уралмаш-15000». Это чудо уралмашевских конструкторов пробурило в научных целях Кольскую сверхглубокую скважину, установив мировой рекорд проходки - 13,2 км, до сих пор никем не превзойденный.

Сегодня МК «Уралмаш» заявляет о готовности вернуться на рынок буровых установок. По словам Назима Эфендиева, «этот сегмент кажется нам привлекательным, он бурно растет, емкость рынка оценивается в 1 млрд евро в год, кроме того, среди производителей бурового оборудования практически не осталось российских компаний. Мы намерены выйти на этот рынок и занять порядка 20-30%». Выход на рынок планируется в сотрудничестве с западными разработчиками. Заключив генеральное соглашение о создании консорциума «Уралмаш - Промышленные буровые установки» (ПБУ), компания получает доступ к западному инжинирингу, поскольку возможности собственного инжинирингового центра пока невелики. Как заявлено в пресс-релизе, задача консорциума - разработка, проектирование и строительство буровых установок различной модификации с последующим сервисным обслуживанием и обучением персонала.

Второй участник консорциума ООО «Промышленные буровые установки» (ПБУ) - дочернее предприятие двух западных фирм: Dietswell Engineering S.A. (Франция) и Sunray Energy LLP (Великобритания). Французская компания специализируется на проектировании буровых установок для всех видов наземных и шельфовых нефтяных и газовых месторождений, включая все фазы буровых работ от инжиниринга и управления до технического контроля бурового оборудования и мониторинга окружающей среды. Это единственная компания в мире, имеющая сертификат ISO/TS 29001:2003 LRQA (отдел обеспечения качества Регистра Ллойда) для проведения инспекций и аудита буровых установок.

Английская фирма занимается финансированием инновационных проектов в области разработки и строительства буровых установок для работы на суше и на шельфе. ПБУ зарегистрирована в Москве в апреле 2008 г., то есть пока находится в организационной стадии.

Эксперты неоднозначно оценили факт создания этой компании и консорциума, опасаясь экспансии западного оборудования на российский рынок, вытеснения с него отечественных производителей. Однако, как заявил генеральный директор компании Виталий Мартыненко, перспективная цель - «не только восстановить производство, но и наш инжиниринг, наше конструирование. За последние годы Уралмаш потерял основные кадры, не сохранилась преемственность. Наша задача - обучить людей, создавая совместные разработки. Естественно, мы рассчитываем на то, что постепенно вернутся те, кто ушел в «Уралмаш - Буровое оборудование». Совершенно очевидно, что те возможности, та мощь, которая есть у МК «Уралмаш», несравнимы с тем, что сегодня имеет в этом секторе компания «Интегра». Мы хотим, чтобы постепенно у всех созрело убеждение, что существует один Уралмаш, единственный. Чтобы корпорация не только юридически, но и фактическистала преемником Уральского завода тяжелого машиностроения, УЗТМ, который в 80-х годов выпускал до 400 буровых в год. Для примера, сегодня все вместе взятые крупные компании мира выпустили только 315 установок. Сейчас мы находимся в стадии формирования, начали участвовать в тендерах и, конечно, в ближайшее время рассчитываем получить заказы.

На проведенной в июне 2008 г. презентации возможностей Уралмаша были представлены технические разработки кустовых буровых установок нового, третьего, поколения. Главное требование, предъявляемое заказчиками к буровому оборудованию, - повышение его эксплутационных свойств, многофункциональность. «Именно такими и будут наши установки: они будут очень быстро монтироваться и демонтироваться, просты в эксплуатации, надежны и долговечны. Наши буровые составят жесткую конкуренцию импортным», - сказал Назим Эфендиев. Первая буровая МК «Уралмаш» будет изготовлена в 2009 г. по заказу «Газпрома». МК «Уралмаш» планирует ежегодно производить 10-15 комплектов тяжелых буровых установок грузоподъемностью 250-400 т и 15-20 комплексов грузоподъемностью 125-220 т.

К 2015 г. производство тяжелых и мобильных буровых комплексов достигнет 50-60 штук в год. На реализацию этого проекта предусматриваются инвестиции в производство Уралмашзавода порядка 50-60 млн евро.

Учитывая солидный «юбилейный» возраст Уралмаша (а некоторое продемонстрированное участникам презентации оборудование даже старше самого предприятия), реализация задуманного потребует не просто больших финансовых вложений, но, главное, четко продуманной организации дела. По словам г-на Эфендиева, нынешние акционеры и топ-менеджеры корпорации, безусловно, осознают, что «завод старый, предстоит много сделать по техперевооружению производства». Применительно к планам выпуска буровых установок, требуется прежде всего модернизация прессового хозяйства. Уже в конце этого года должны начаться работы на прессе 10 тыс. т - старейшей машины, вступившей в строй еще до официального пуска завода.

«Уралмаш очень мощное предприятие. Оно недостаточно современно, но с большими возможностями, - говорит Назим Эфендиев. - Сегодня за спиной Уралмаша стоят крупнейшая горно-металлургическая компания России «Металлоинвест» и «Газпромбанк». Акционеры хотят вкладывать деньги в машиностроительный комплекс, конкретно в Уралмаш, причем не только в технологию, но и в комплекс оборудования. При потребности рынка порядка 100 комплектов бурового оборудования в год в России сегодня выпускается 20-25 буровых, остальное завозится из-за рубежа. Наши планы: к 2015 году выпускать 50-60 мобильных и стационарных комплексов. Силы есть, инжиниринг формируем, думаю, с задачей справимся».

Можно сказать, что все мы, екатеринбуржцы, родом из Уралмаша, и те, кто никогда здесь не работал и не жил в соцгороде «Уралмаш», и те, кто отдал заводу все свою жизнь. «Уралмаш» не просто визитная карточка города, это символ страны, ее прошлого, настоящего и будущего.
Журнал «Уральский рынок металлов» поздравляет Уральский завод тяжелого машиностроения с юбилеем! И надеемся, что его славная история будет продолжена.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


текст
Атомпромкомплекс
www.metal-expo.ru
www.msf-expo.ru
 
Отраслевая наука


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
Яндекс цитирования
«Сумма технологий» «Сумма технологий»
сопровождение сайта