В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №4 (апрель 2002) / Характеристика Всемирной торговой организации и перспективы вступления в нее России
← оглавление номера

Мировой рынок:

Характеристика Всемирной торговой организации и перспективы вступления в нее России

Даниил Вышегородский, Илья Чолах, аспиранты УГТУ-УПИ 

Даниил Вышегородский, Илья Чолах, аспиранты УГТУ-УПИ

Характеристика
Всемирной торговой организации
и перспективы вступления в нее России

    В последние годы активно рассматриваются условия и проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При международном сотрудничестве такие процессы, как открытие государствами, в том числе и Россией, своих рынков, привлечение иностранного капитала и включение в международную кооперацию, обязательно удерживаются под контролем государства и сочетаются с защитой внутреннего рынка, поддержкой отечественных товаропроизводителей и стимулированием роста конкурентоспособности национальной экономики. Следует особо подчеркнуть, что присоединение к международным режимам регулирования внешней торговли неизбежно лишает любую страну возможностей применения в полной мере инструментов государственного регулирования в пользу отечественных производителей.

Цели, принципы и структура ВТО

    Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), являвшееся предшественником ВТО и вступившее в силу 1 января 1948 г., определило общие для вошедших в него 23 стран принципы, правовые нормы и правила международной торговли. Это соглашение представляло собой многосторонний торговый договор, основанный на четырех основополагающих принципах:

устранение дискриминационного подхода к мировой торговле;
защита национального производства исключительно при помощи таможенных тарифов;
упор на проведение консультаций, призванных ограничить ущерб коммерческим интересам стран-участниц;
создание системы переговорного процесса с целью снижения тарифов и устранения других барьеров на пути развития торговли, а также оформление результатов переговоров в форме юридического документа.

    В 1994 г., в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, странами-участниками ГАТТ было принято решение о преобразовании ГАТТ в ВТО. Всемирная торговая организация начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Все вопросы, решавшиеся в рамках ГАТТ, перешли в ведение ВТО, и все страны-участницы ГАТТ автоматически стали членами ВТО.
    В настоящее время членами Всемирной торговой организации являются 144 государства, в числе которых присутствуют все развитые и почти все развивающиеся страны, на долю которых приходится свыше 92% всей мировой торговли товарами и услугами.
    ВТО является международной организацией, которая вырабатывает правила международной торговли, экспорта и импорта товаров и услуг, непосредственно затрагивающие интересы конкретных компаний, потребителей и производителей и имеющие целью выполнение следующих задач:

повышение жизненных стандартов;
содействие оптимальному использованию мировых ресурсов;
обеспечение полной занятости;
охрана окружающей среды, соответствующая нуждам стран-членов, находящихся на разных уровнях экономического развития;
устойчивый рост реальных доходов и эффективного спроса;
расширение производства и торговли товарами и услугами.

    Организационно-правовой механизм включает в себя Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994 г.), Генеральное соглашения о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
    Ключевыми принципами ВТО являются:
    Страны имеют право защищать свои товары тарифными методами. Количественные ограничения на импорт могут вводиться в виде исключения в случае неудовлетворительного сальдо торгового баланса страны. Для развивающихся стран действуют более гибкие правила.
    В ходе многосторонних переговоров оговаривается снижение либо снятие тарифов. Каждая страна соглашается на определенный уровень связывания тарифов (график), которого она должна придерживаться.
    Страны-члены ВТО предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования (РНБ), согласно которому страна-участник обязана обеспечить одинаковые условия торговли для всех членов ВТО. Исключение составляют региональные таможенные союзы и зоны свободной торговли, к которым, тем не менее, ВТО предъявляет целый ряд требований - например, нельзя устанавливать новые барьеры в торговле с третьими странами.
    В отношениях между странами-членами ВТО действует принцип национального режима: после того, как товар пересек границу и пошлины на него уплачены, налагаемые на него внутренние налоги не могут быть выше, чем для отечественных товаров. Таким образом, гарантируется недискриминация импортированных товаров на внутреннем рынке.
    Годовой бюджет ВТО составляет около млн., формируется за счет членских взносов и используется для обеспечения работы секретариата (500 сотрудников). Секретариат не имеет права принятия решений.
    Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров, которая проводится один раз в два года на уровне министров торговли или министров иностранных дел стран-членов ВТО. Управлением текущей деятельностью ВТО занимается Генеральный совет, который заседает несколько раз в год в Женеве. В Генеральный совет входят послы или главы представительств стран-участниц ВТО. Совет ответственен за проведение обзоров торговой политики членов ВТО и разбирательство торговых споров между ними.

Генеральный совет контролирует деятельность следующих подчиненных органов:

Совета по торговле товарами, который осуществляет наблюдение за выполнением Генерального соглашения о торговле товарами;
Совета по торговле услугами, который осуществляет наблюдение за выполнением Генерального соглашения о торговле услугами;
Совета по интеллектуальной собственности, который осуществляет наблюдение за выполнением Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

    Кроме советов, в состав ВТО входят десятки специализированных комитетов, рабочих и экспертных групп. Все они обеспечивают выполнение следующих основных функций ВТО:

контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами организации;
организация и проведение торговых переговоров среди членов ВТО;
наблюдение за торговой политикой членов ВТО;
сотрудничество с другими международными организациями;
прием новых членов;
разрешение торговых споров между членами.

Процедура вступления в ВТО

    Членом ВТО может стать любое суверенное государство или таможенная территория (таможенный союз) при выполнении двух следующих базовых условий:

предварительное согласование с членами ВТО условий своего присоединения;
приведение своего законодательства к моменту присоединения в соответствие с обязательствами, вытекающими из соглашений ВТО.

    Процедура присоединения выглядит приблизительно следующим образом:

Кандидат направляет в Генеральный совет заявление о намерении присоединиться к ВТО (Россия направила заявление в 1994 году).

Генсовет рассматривает заявление и принимает решение о создании рабочей группы по присоединению. Рабочая группа состоит из представителей правительств членов ВТО, которые заинтересованы в проведении переговоров с кандидатом об условиях его членства в ВТО.

Рабочая группа предлагает кандидату подготовить меморандум о торговом режиме, в котором дается подробная характеристика системы регулирования торговли товарами и услугами.

    Кандидат предоставляет меморандум о торговом режиме и отвечает на вопросы членов Рабочей группы (Россия подготовила меморандум о торговле товарами и услугами в 1995-1996 гг.) Одновременно кандидат предоставляет членам рабочей группы следующие документы:

копии законодательных и нормативных актов по вопросам, попадающим под действие соглашений ВТО;
информацию о международных торговых соглашениях, которые он заключил.

    После изучения меморандума и ответов на вопросы начинаются переговоры об условиях присоединения, которые идут по следующим направлениям:

доступ на рынок товаров,
обязательства в области сельского хозяйства,
доступ на рынок услуг,
системные вопросы.

    В результате переговоров формируется пакет документов о присоединении, который состоит из:

протокола о присоединении, констатирующего завершение переговоров и содержащего рекомендацию рабочей группы принять кандидата в члены ВТО;
приложений к протоколу о присоединении, включая доклад рабочей группы, обязательства по доступу на рынок услуг, обязательства по доступу на рынок товаров, обязательства в области сельского хозяйства;
результаты рабочей группы обсуждаются Генеральным советом. Решение о приеме нового члена принимается двумя третями голосов члена совета;
кандидат в члены ВТО ратифицирует протокол о присоединении в национальном парламенте и извещает об этом ВТО;
кандидат становится членом ВТО.

    Присоединение к ВТО - достаточно долгий процесс. Начиная с 1994 г., к ВТО присоединилось 14 государств. Сроки их присоединения зависели от многих факторов - соответствия внутреннего законодательства нормам соглашения ВТО, жесткости переговорной позиции партнеров, которая в свою очередь зависит от баланса выгод и уступок, на который рассчитывает присоединяющаяся страна и, наконец, от политической ситуации. Длительность процесса присоединения составляет от двух до пятнадцати лет.

Состояние переговорного процесса относительно вступления России в ВТО

    Поскольку устанавливаемые ВТО нормы являются фактически международными торговыми законами, то, находясь за пределами этого общего правового пространства, любая страна изолирует себя, лишаясь возможности участвовать в выработке согласованных инструментов регулирования международной торговли и тем самым влиять на развитие международного торгового права.
    Вступление России в ВТО, как считают эксперты этой организации, напрямую связано с темпами проведения в стране либерализации внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности. Есть и другие факторы, оказывающие влияние на ход этого процесса. Так, несмотря на преобладающую точку зрения, согласно которой вступление в ВТО стратегически выгодно России, определенная часть специалистов и представителей российского бизнеса считает, что в настоящее время страна не готова к открытию своих рынков и что вступление в эту организацию подорвет отечественную промышленность. Поэтому вступать в ВТО, по их мнению, нужно только после перехода российской экономики в фазу устойчивого роста, когда отечественная промышленность будет более готова противостоять иностранной конкуренции. Данная позиция имеет определенные объективные основания. Ситуация, в которой находятся основные секторы российской промышленности, предопределяет сохранение - по крайней мере, на среднесрочную перспективу - большинства тенденций, наблюдающихся в последние годы. В основе неудовлетворительного положения, которое занимает Россия на мировом рынке, лежат устаревшая производственная база и отсталые технологии производства. Поэтому, чтобы усилить положительные и сгладить отрицательные последствия вступления в ВТО, России необходимо постоянно и жестко отстаивать свои интересы.
    Позиция президента России Владимира Путина относительно вступления страны в ВТО была отражена в его ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 18 апреля 2002 г.: «ВТО не абсолютное зло и не абсолютное добро. И не награда за хорошее поведение. ВТО - это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин, - стратегически обречен. Наша страна все еще «выключена» из процесса формирования правил мировой торговли. Мы уже там, в этой мировой торговле, а к формированию правил ее не допущены. Это ведет к консервации российской экономики, к снижению конкурентоспособности. Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках. И мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужно решать. Развитие российской экономики возможно лишь при ориентации на жесткие требования мирового рынка, на завоевание в нем своих собственных новых ниш».

    Главными целями присоединения РФ к ВТО являются:

получение лучших и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
расширение возможностей российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности в банковской сфере;
создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

    Ни одна страна не имеет точного и исчерпывающего анализа выгод или возможных негативных последствий своего членства в ВТО. Более или менее достоверная оценка этих последствий может быть сделана только после завершения переговоров и на основании опыта первых лет применения соглашений ВТО, когда можно будет оценить влияние участия в ВТО с точки зрения роста торговли, снижения или роста числа торговых конфликтов, влияния адаптированного к нормам ВТО законодательства на развитие национальной экономики. О том, что членство в ВТО не противоречит национальным интересам ее участников, а скорее способствует их реализации, свидетельствует то обстоятельство, что ни одна страна еще не вышла из ВТО. Те же, кто остается пока за ее пределами, стремятся вступить в нее.
    В Табл. 1 указаны предполагаемые положительные стороны членства России в ВТО. В Табл. 2 представлены дискуссионные аргументы против членства РФ в этой организации. Главным отрицательным моментом может стать то, что в ходе переговоров страна будет вынуждена открыть отечественный рынок до такой степени, что это нанесет заметный ущерб нашим неконкурентоспособным производствам. Речь не идет о целых отраслях - в каждой их них есть неконкурентные заводы, но если рынок будет открыт больше, чем планируется, то большое число заводов будет вынуждено закрыться или переориентироваться, что приведет к негативным социальным последствиям. Российская делегация при ведении переговоров исходит из недопущения подобной ситуации. На данный момент ей удалось согласовать около 75% ставок импортного тарифа на таких условиях, что по сравнению с сегодняшними показателями открытия рынка не произойдет, или же оно наступит через 3-7 лет после присоединения к ВТО. Став членом ВТО, Россия сумеет использовать уже действующие механизмы этой организации - например, суд, арбитраж и пр. - для обеспечения сегодняшних интересов отечественных производителей, а также интересов потенциальных экспортеров на внешних рынках. Однако если российская сторона в ходе переговоров не будет эффективно использовать открывающиеся возможности, страна только заплатит за вступление, но ничего не получит взамен.
    Задача ведущихся переговоров о присоединении - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Переговоры о вступлении России в ВТО идут по двум основным направлениям:

приведение российского внешнеторгового законодательства в соответствие с принципами и нормами ВТО;
выработка документа о тарифных условиях присоединения и перечня обязательств по торговле услугами.

    В настоящее время на первый план выдвинута задача приведения национального законодательства в соответствие с требованиями и правилами ВТО. В частности, это относится к законам:

о государственном регулировании внешнеторговой деятельности,
о мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами,
о лицензировании экспорта и импорта,
об интеллектуальной собственности,
о банках и банковской деятельности,
о валютном регулировании и валютном контроле и др.

    Предстоит также провести определенную работу по подготовке законодательства РФ в области стандартизации, адекватного принятому странами-членами ВТО, повышению уровня гармонизации государственных стандартов с международными стандартами с 35% до 70-80 %, обеспечению процедур подтверждения соответствия продукции и услуг международным правилам и процедурам.
    Тарифные предложения, разработанные российской стороной, представляют собой перечень максимально доступных с момента вступления в ВТО ставок ввозных таможенных пошлин. Вносимые изменения и дополнения связаны с уточнением величины ставок пошлин, варьированием имплементационного (адаптационного) периода по отдельным товарным позициям. В целях достижения определенного компромисса с торговыми партнерами подготавливаются предложения по возможным уступкам относительно уровня ставок ввозных таможенных пошлин по тем товарным позициям, по которым снижение защиты рынков не наносит ущерба отечественным товаропроизводителям или облегчает доступ в Россию товаров, необходимых для развития национальной экономики.
    На переговорах должны быть определены и полностью согласованы встречные требования российской стороны к партнерам по ВТО в отношении либерализации их рынков на важных направлениях российского экспорта.
    В марте 2002 г. Министерство экономического развития и торговли РФ объявило открытый конкурс на подготовку независимого исследования «Анализ и оценка социально-экономических последствий присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации». Результаты исследования должны содержать прогноз последствий присоединения к ВТО, а именно:

прогноз изменений основных макроэкономических параметров российской экономики (ВВП и его структурные элементы, инфляция, торговый баланс, платежный баланс, занятость, инвестиции, доходы и расходы бюджета, динамика основных секторов экономики - промышленность, сельское хозяйство, услуги);
прогноз воздействия на уровень доходов населения, занятость, качество жизни (образование, здравоохранение, экологическая составляющая, социальная защищенность);
прогноз изменений национального законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, международной договорно-правовой системы, характера взаимоотношений с торговыми партнерами, в том числе в рамках СНГ.

    Принятие правил ВТО предприятиями металлургической отрасли России приведет к обострению конкурентной борьбы между российскими и зарубежными производителями металлопродукции. В условиях либерализации торговли конкурентоспособность российской металлопродукции фактически определяет уровень ее производства, поскольку продукция как черной, так и цветной металлургии в ближайшие десять лет будет в значительной мере ориентирована на внешний рынок. Однако уровень конкурентоспособности продукции отечественной металлургии недостаточен с позиций требований мирового рынка. Многие предприятия металлургической промышленности России уступают ведущим зарубежным компаниям по уровню экологии производства и качественным характеристикам продукции. Исходя из этого, длительность адаптационного периода должна быть достаточно велика для того, чтобы производители могли решить проблемы повышения конкурентоспособности продукции, защиты окружающей среды, гармонизации и освоения стандартов, будучи при этом защищены методами тарифного и нетарифного регулирования. Если эти вопросы не будут решены, объемы производства и экспорта черных и цветных металлов будут снижены, что обусловит возникновение ряда экономических проблем.

 

При работе над публикацией были использованы материалы НП «Союз ПМК», информационных бюллетеней ВТО и официального сайта Министерства экономического развития и торговли РФ.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта