В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №4 (апрель 2001) / «РОССИЯ» ВСТРЕТИТ ВАС У ВХОДА
← оглавление номера

:

«РОССИЯ» ВСТРЕТИТ ВАС У ВХОДА

Лариса РЫТВИНА, обозреватель 

"Каслинские литейщики в форму льют чугун, а остывает он серебром", - говаривал в свое время Павел Петрович Бажов. И добавлял, что чугунная табакерка с портретами Тамары и Демона на крышке в столице Франции стоила дороже, чем такой же по весу серебряный портсигар. А чугунные колечки и прочий "женский убор" чуть ли не приравнивались к золотым... Тонкий художественный вкус и высокое мастерство умельцев прославило маленький уральский городок не только на всю Россию, но и на весь мир. Одной из вершин творчества уральских мастеров стал Каслинский чугунный павильон, удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Чугунный шедевр ныне - гордость Екатеринбургского музея искусств. Здесь же представлена уникальная коллекция каслинского чугунного литья.

 ЧУДЕСНО РУК ТВОРЕНЬЕ

     Искусство художественной обработки металла своими корнями уходит в глубокую древность. Особую роль в истории русского художественного металла сыграл Урал, ставший в ХVIII веке одним из главных промышленных центров России. В совершенстве освоив технологию литейного искусства и проникнув в пластические тайны чугуна, уральские мастера использовали этот материал как для создания крупных монументов, так и для изготовления чудесных миниатюр.
    В середине XVIII столетия предприимчивый тульский купец Яков Коробков заложил на берегу небольшого лесного озера Касли чугуноплавильный и железоделательный завод. Близлежащие зем­ли он купил у башкир за смехотворно низкую цену. А вскоре про­дал завод Никите Демидову.
    Завод быстро расширялся. На железе, изготовлен­ном в Каслях, стояла знаменитая демидовская марка "два соболя", и это было лучшее железо не только в России, но и за границей.
    В 1809 г. завод стал соб­ственностью золотопромышленника Льва Расторгуева. Долгое время на заводе отли­вали горшки, вьюшки с приборами, котлы, над­гробные плиты, решетки для пола и другую хозяйственную утварь. Постепенно заводские мастера усложняли ассортимент выпускаемой продукции: появились рукомойники, чайники, подсвечники, тарелки, корпуса для часов, садовые кресла и диваны, украшенные орнаментом. Так зарождалось художественное литье.
    Во второй четверти XIX века на заводе появились свои художественные кадры, постепенно складывался большой круг мастеров, литейщиков, формовщиков, чеканщиков. По рисункам архитекторского помощника Михаи­ла Блинова, ставшего первым художником-профессионалом, создава­лись отливки из чугуна. Одним из первых литейщиков, много сделавшим для развития художественного литья, был Никита Теп­ляков. В музее имеется множество скульптур, отлитых этим за­мечательным мастером еще в позапрошлом веке.
    В 1908 г. в Каслях были закрыты вспомогательные производства, и завод стал специализироваться исключительно на производстве высоко­художественного литья.
    Необычайные качества изделий каслинских мастеров были обусловлены художест­венными традициями, передававшимися из поколения в поколение. Этому же способствовали природные условия прекрасного уголка Южного Урала.
    Здесь издавна заготавливали древесный уголь. Именно на нем шла выплавка особого пластичного чугуна. Недалеко от завода были найдены великолепные по своим качествам и составу природные пески, необходимые для формовки отливок, позволявшие воспроизводить модели со сложным рисунком.
    Изготовление чугунной скульптуры происходило по строго раз­деленным этапам: формовка, чеканка, отделка. "Искусство формовщиков и литейщи­ков особенно выказалось на мелких брелоках к часам и на часовой цепочке. На ней не только каждое звено формовано и отлито отдельно так, что гибкая цепочка образуется рядом друг в друга про­детых колец. По концам крючок и колечко свободно вращают­ся в чугунном-прямоотлитом (с просыпкою угля)-охвате без всякой обточки для опалки", - писал о работе каслинских мастеров Дмитрий Менделеев.
    Руки чеканщика оживляют грубую скульптуру, превращая ее поверхность либо в мягкую материю, либо в "живую" кожу человека или животного. Набор мастера насчитывал почти двести чеканов. Каждый из них предназначался для одной какой-либо операции.Кисточки, которыми пользовался мастер, изготовлялись из тетеревиных перьев.
    Завершается отделка чугунной скульптуры окраской. Сам чу­гун имеет серый цвет. Каслинские мастера нашли благородный черный цвет, то бархатисто-мягкий, то искрящийся на поверхности, то ровный и сдержанный. В больших вещах он усиливает впечатле­ние мощи и массивности, а в тонких - подчеркивает хрупкость и изящество изделий.
    Особое место в истории каслинского художественного чугунного литья занимает Михаил Денисович Канаев (1830-1880). После окончания Академии художеств он приехал на завод, чтобы целенаправленно заниматься фигурным литьем. Он стал обу­чать мастеровых лепке и формовке, пригласил из Златоуста че­канщиков, сам создавал модели для литья. В екатеринбургском музее искусств и ныне можно увидеть подставку под часы "Геркулес, разламывающий пещеру ветров", подсвечник "Вакханка у дерева" и "Избушку на курьих ножках" работы Канаева.
    Совсем недолго проработал вместе с Канаевым молодой талантливый скульптор, тоже акаде­мик Николай Романович Бах (1853-1885).Он продолжил разработку сюжетов, почерпнутых из реальной жиз­ни, навеянных уральской природой.
    Эти художники установили проч­ные связи между провинциальным уральским заводом и столичными русскими скульпторами, привлекли их к созданию моделей для литья.

"МЕДНЫЙ ВСАДНИК" И КОНИ КЛОДТА

     Сейчас можно только удивляться тому, как много разнообраз­ного литья было создано на заводе за период
70-80-х годов XIX столетия. Только в нашем музее хранится свыше 450 экспонатов литья. А это лишь малая толика богатства, разошедшегося по всему све­ту и отразившего почти все этапы развития русской скульптуры. В Екатеринбургском музее исскуств выставлена отливка знаменитого "Медного всадника" Э. Фальконе, ме­дальоны Федора Толстого "Народное ополчение", "Сражение при Березине", "Освобождение Москвы", "Родомысл XIX столетия", посвященные Отечественной войне 1812 года.

Большое место занимают в собрании скульптурные группы, от­литые по произведениям известного русского скульптора Петра Карловича Клодта (1805-1867). Здесь и уменьшенные копии его знаменитых коней с Аничкова моста в Петербурге, и крестьянские лошаденки, стоящие у изгороди, прыгающие через плетень, прислушивающиеся к шорохам ночной степи. Каслинцам были особенно дороги эти мотивы с лошадьми; они проявили себя в этих скульптурах изумительными знатоками животных.
    С именем замечательного мастера-самоучки, прошедшего все стадии изготовления изделия, Василия Федоровича Торокина (1837-1912) связано появление народных образов в искусстве каслинских мастеров. В экспозиции постоянно находятся его знаменитые произведения - "Крестьянин на пашне", "Уголь­щик" и знаменитая "Пряха". Именно эта миниатюра послужила прототипом главного образа в сказе П. П. Бажова "Чугунная бабушка". Сказ о судьбе замечательного каслинского мастера Торокина Бажов завершил словами:
    " Работа - она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то".
    Высшему расцвету каслинского литья способствовали дальней­шие связи с известными русскими скульпторами - Е. Лансере, А. Обером, Н. Либерихом, М. Чижовым, И. Гинцбургом. Внимание посетителей всегда привлекают такие произведения каслинских мастеров, как "Джигитовка лезгин" (Е. Лансере), "Медведь на задних лапах" и "Крестьянка с граблями на лошади" (Н. Либерих), "Киргиз на лошади" (А. Обер). Кроме анималистического жанра в каслинском литье появилась большая группа портретных статуэток русских писателей А. Пушкина, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, композиторов А. Рубинштейна, П. Чайковского.
    Широкую известность приобрели в народе статуэтки Дон Кихота и Мефистофеля, созданные по моделям французского скульптора Готье. Отливали на заводе купальщиц, вахканок, женщин со змеями, нимф и амазонок. Мелкая пластика пользовалась большим спросом у покупателей и милые каслинские вещицы были почти в каждом русском доме.
    Изделия каслинских мастеров, вдохнувших в грубый чугун живую душу искусств, принесли заслуженную славу городу Касли.
    "Большая часть чугуна переделывается заводом в железо, но много также употребляется на отливку различных изделий из вагранок, - писал в 70-х годах ХIХ века известный уральский краевед и ученый Н. К. Чупин. - Чугунное литье по качеству своему доставило знаменитость Каслинскому заводу. В Среднюю Азию чугунная посуда идет исключительно из Каслинского завода. В особенности славятся изяществом своим мелкие вещи из каслинского чугуна, бюсты, ажурные тарелочки, пепельницы, спичечницы и прочее...". В справочниках и путеводителях по Уралу эта оценка не менее высока: "Завод прославился своим литьем, доведенным до высокой степени художественности...".
    Изделия каслинских умельцев получили достойное признание на многочисленных ярмарках и выставках на родине и за границей. Впервые Каслинский завод Кыштымского горного округа был удостоен малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860г. Через год был награжден малой серебряной медалью Мануфактурной выставки в Санкт - Петербурге. Затем получил дипломы, серебряные и золотые медали на Всемирных выставках в Париже (1867г.), Вене (1873г.), Филадельфии (1876г.), Копенгагене (1888г.), Стокгольме (1897г.) и снова в Париже (1900г.).

 ТРИУМФ В ПАРИЖЕ

    Мировую славу принесло каслинским мастерам со­здание Большого павильона, экспонированного на Всемирной выставке в Париже 1900 г. 

Создавался он с 1898 по 1900 гг.-по проекту петербургского архитектора Е. Баумгартена. Каслинские мастера успешно справились с этой грандиозной задачей: вся история завода, огромный опыт, накоп­ленный его мастерами в работе над изделиями мелкой пластики, были тому порукой. К тому же у каслинских мастеров был уже опыт в создании подобных масштабных экспонатов, ибо еще в 1896 г. они выполнили для Всероссийской ярмарки в Нижнем Новгороде огромных размеров камин.
    Большой павильон для парижской выставки поражал своими масштабами - более пяти метров в высоту, столько же в длину и ширину, огромным количеством деталей - свыше трех тысяч, и весом - более четырех тонн. Детали собирались на деревянном каркасе, скреплялись болтами. С обратной стороны под каркас подкладывался желтый бархат, на фоне которого еще более резко подчеркивалась ажурность и изысканность линий и узоров чугун­ных деталей. Над изготовлением павильона работали лучшие мас­тера -
В. Кузнецов, В. Тимофеев, А. Мочалин, Н. Тепляков.
    Стенки павильона сверху донизу покрываются затейливым орнаментом, нарастающим по мере продвижения вверх по своей сложности: здесь и простой геометрический рисунок, и раститель­ный орнамент, и барельефы со сказочными драконами, и вставки по мотивам русских былин и преданий.
    Каждая из четырех стенок по рисунку своему не повторяется, и потому при обходе павильона со всех сторон он каждый раз от­крывается заново. Центральный вход павильона пышно декори­рован балдахином из красного бархата со свисающими сверху золотыми кистями. Внутри и снаружи павильон богато обставлен скульптурами: тут и знаменитый Дон Кихот, и Мефистофель, гномы, охотники, наездницы на цирковых лошадях, другие миниатюры.
    Перед центральным входом в павильон была установлена скульптура Н. А. Лаеврецкого "Россия", отлитая в 1896 г. для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Она органически вписалась в ансамбль и придала всему павильону высокое патриотическое звучание. Скульптура изображает женщину-воина в кольчуге с боевыми доспехами. Детали древнерусского вооружения статуи перекликались по смыслу с декоративным решением павильона в византийском стиле. В ее изготовлении проявилось высочайшее техническое мастерство формовщиков, литейщиков и чеканщиков. Легко струятся чугунные складки платья, видно каждое колечко кольчуги, энергия и внутренняя сила проявляются в построении фигуры, жестах рук.
    На выставке нашлось много покупателей. Они хотели купить "уральское чудо" вместе со всеми экспонатами. Представители завода были согласны на сделку, но отказывались продавать скульптуру "Россия". Решающую фразу «" Россия" не продается!» сказал при торгах бывший управляющий заводами П. М. Карпинский, который сопровождал делегацию во французскую столицу. Статуя, как и весь павильон, вернулись на родину, на Урал.
    На выставке в Париже павильон был отмечен высшей награ­дой - хрустальным призом Гран-при и Большой золотой ме­далью. Это было признание высокого мастерства и умения ураль­ских литейщиков, формовщиков, чеканщиков, всех, кто принимал участие в многотрудном и сложном процессе создания изделий.

 ЧЕТЫРЕЖДЫ РОЖДЕННЫЙ

    Судьба павильона после окончания выставки едва не оказалась трагичной. Он был разобран, перевезен обратно на завод и за ненадобностью прямо в ящиках свален под открытым небом. В таком виде детали павильона лежали вплоть до 1922г., когда, наконец, остатки павильона подобрали и передали в областной краеведческий музей Свердловска.
    В 1936 г. Каслинский павильон был передан в фонды только что организованной Свердловской картинной галереи.
    Первые попытки восстановить павильон были неудачными. В 1949 г. по приглашению галереи из Каслей в Свердловск приехали начальник участка художественного литья С. Гилев и мастер А. Блинов. Они выяснили, что для воссоздания павильона не хватает очень многих деталей. А деревянная модель павильона на заводе не сохранилась. Утрачены были и рабочие чертежи, рисунки, авторские заметки архитектора и мастеров. Восемь лет трудились заводские мастера над реставрацией старых фрагментов и отливкой новых частей павильона. Под руководством Семена Михайловича Гилева двадцать лучших мастеров завода в 1958г. дали павильону новую, третью по счету жизнь.
    Павильон был сначала собран на заводе на деревянном каркасе, затем снова размонтирован и перевезен в Свердловск. Чугунный шедевр был установлен в одном из залов Свердловской картинной галереи на улице Вайнера. В связи с установкой павильона Свердловская картинная галерея пережила настоящий экскурсионный бум. По выходным у входа выстраивалась очередь свердловчан, желающих посмотреть на каслинское чудо. Но павильону было тесно в маленьком зале, к тому же его нельзя было осматривать со всех сторон, потому что он был "зажат" в углу. Это понимали не только искусствоведы, но и партийные руководители города и области.
    В связи с реконструкцией центра города, "плотинки" и разбивкой Исторического сквера было решено передать картинной галерее здание бывшего Монетного двора, построенного еще в 1749г. Старые корпуса здания соединили, образовавшийся внутренний дворик покрыли стеклянной крышей и превратили в просторный выставочный зал. Он был сделан специально для демонстрации главного и самого известного экспоната художественной коллекции - Каслинского чугунного павильона.
    В этом здании на ул. Воеводина в 1986г. павильон был возрожден в четвертый раз. В творческую бригаду по восстановлению павильона входили архитекторы Ю. Сакнынь и В. Сакнынь, зав. отделом прикладного искусства галереи О. Губкин. Специально для монтажа павильона приехали из Каслей старший скульптор цеха художественного литья А. Гилев - сын того самого Гилева, который восстанавливал почти утраченный павильон в 50-е годы, и слесарь- монтажник А. Никифоров. Консультировал творческую бригаду известный уральский искусствовед, автор нескольких книг о художественном литье и создании Каслинского павильона, Б. В. Павловский.
    Теперь Каслинский чугунный павильон гордо возвышается на специально сделанном подиуме. Чтобы к нему подойти, надо подниматься по ступеням. Как и раньше, перед входом посетителей встречает гордая "Россия". К 100-летию демонстрации павильона в Париже реставраторы завершили золочение бронзированных раньше элементов, и павильон стал еще краше.
    Иностранцы, которые бывают в нашем городе и посещают музей, выражают искренне восхищение творением уральских мастеров. В последние годы установилась весьма примечательная традиция. Именно в зале художественного литья, возле Каслинского павильона сотрудники американского консульства 4 июля празднуют День независимости США. На это торжество консул США приглашает политическую и деловую элиту Екатеринбурга.Прекрасное подтверждение международного признания художественных достоинств чугунного шедевра!

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта