В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №3 (июль 2012) / Андрей Паньшин: «Текущая задача – совершенствование технологии»
← оглавление номера

Актуальное интервью:

Андрей Паньшин: «Текущая задача – совершенствование технологии»

  

– Андрей Михайлович, расскажите об основных производственных итогах 2011 и первой половины 2012 года.

– По итогам 2011 года объемы товарной продукции по группе предприятий выросли на 5-10% по отдельным видам. В нашу группу предприятий ОАО «ЧЦЗ» входят собственно Челябинский цинковый завод, а также производственные активы в Казахстане и Великобритании. ТОО «Nova Цинк» (п. Акжал, Казахстан) обеспечивает наши потребности в сырье на четверть, производя цинковый и свинцовый концентрат. Компания «Brock Metal Ltd» (Великобритания) выпускает широкую гамму цинковых сплавов, в том числе уникальных.

По итогам 2011 года на ЧЦЗ объемы выпуска товарной продукции выросли со 153 до 160 тыс. т товарного цинка и сплавов, более чем в 1,5 раза увеличен выпуск кадмия – с 700 до 1100 т в год. Нова-Цинк выпустил 34 тыс. т цинка в концентрате, «Brock Metal» –  26 тыс. т сплавов. Расширена линейка цинковых сплавов, производимых на челябинской площадке. Сегодня здесь выпускается практически весь спектр цинковых сплавов, предусмотренных российскими ГОСТам и частично – международными. Увеличиваются и объемы производства сплавов: в 2010 – около 79 тыс. т, в 2011 – 82 тыс. т, в 2012 планируется около 100 тыс. т.

В 2011 году суммарная прибыль по группе предприятий составила более 1 млрд руб. Первое полугодие текущего года закончим с безусловным выполнением показателей в натуральном и экономическом формате.
 В 2012 прибыль будет инвестирована в капитальное строительство новых объектов на нашем предприятии.

– Насколько сегодня ЧЦЗ обеспечен сырьем и какова его структура?

– Наша рудная база – Акжальский ГОК (ТОО «Nova Цинк», Казахстан), который обеспечивает четверть потребностей завода в цинковом концентрате. Пока руда добывается открытым способом, в 2014 начнем строить штольни и до 2022 будет применяться комбинированный способ добычи – штольни и карьер, затем планируется строительство шахты. Объемы добычи руды составляют 1,2 - 1,5 млн тонн, производство цинка в концентрате сохранится на уровне 35 тыс. т в год. Около 60% цинкового концентрата мы закупаем на предприятиях УГМК и РМК.

– Насколько изменилась структура отгрузки цинка и цинковых сплавов, какая доля потребляется внутри страны? Как вы оцениваете перспективы расширения выпуска оцинкованной продукции (и спроса на цинк) со стороны российских предприятий?

Стоит отметить, что за последние два года в России заметно изменилась культура потребления черного металлопроката. Сегодня в стране действуют более 50 линий и заводов горячего  оцинкования металлоконструкций. И в перспективе объемы потребления цинка на небольших предприятиях будут только расти.  В 2011 году введены новые линии оцинкования в Ленинградской обл, Краснодарском крае, Башкирии и Новосибирске. В 2012 будут пущены линии в Южно-Уральске (под Челябинском), Шадринске и Самаре. Запускаются новые линии и в странах СНГ (15 линий), в частности, в Казахстане, Азербайджане, Украине, Белоруссии. Они также  становятся потребителями нашего цинка.

Наш завод увеличивает поставки по всей России и странам СНГ, в том числе в Казахстан (хотя в этой стране – собственное мощное производство цинка) по той причине, что ЧЦЗ выпускает цинк самого лучшего мирового качества, марки Special High Grade, аккредитованного  на LME. Это наше конкурентное преимущество. Среди отраслей-потребителей оцинкованного проката –  автомобилестроение, строительство, в том числе дорожное, энергетика (строительство ЛЭП), машиностроение и ВПК. Первые две отрасли динамично развиваются, что обеспечивает рост потребления оцинкованного проката.

– Как известно, удельное потребление цинка в странах ЕС значительно выше, чем в России, где в промышленности до сих пор в больших объемах используется ничем не защищенный металлопрокат. Что делается для увеличения потребления цинка в России?

 – Достаточно проехать по Западной Европе, чтобы убедиться – там цинком защищают буквально весь черный прокат, который соприкасается  с атмосферным воздухом: опоры ЛЭП, дорожные ограждения, металлоконструкции – вплоть до арматуры, которая закладывается в бетон.

Европейцы знают: дешевле потратиться один раз, зато потом не придется многократно переделывать. Европейская норма такова, что поблизости от каждого завода металлоконструкций располагается в среднем по четыре линии горячего цинкования.  ЧЦЗ – учредитель российского НП «Центр по развитию цинка» и активный участник Международной цинковой ассоциации («IZA»). Задача обеих организаций – пропаганда культуры обращения с цинком и оцинкованным металлопрокатом.

Наш завод несколько раз выступал инициатором совещаний на уровне Минпромторга РФ, по разработке мер стимулирования применения оцинкованных металлоконструкций в России. Для этого предлагалось внести изменения в СНиПЫ, ГОСТы для адаптации еврокодов на оцинкованный прокат на российском рынке. Но настоящий эффект для увеличения внутреннего потребления цинка дали инициативы не сверху, а снизу, повсеместное строительство новых линий горячего цинкования.

Стабилизация мировой цены на цинк за последние годы привела к тому, что средний бизнес увидел перспективы этого рынка: при оптимальных капитальных затратах получается вполне рентабельное производство. И теперь линии оцинкования растут как грибы после дождя по всей стране. Решающим фактором  стала цена увеличения срока службы ответственных металлоконструкций в таких отраслях как энергетика, строительство и машиностроение.

Известно, что оцинкованные конструкции служат по 20 лет и более. Незащищенные надо подкрашивать каждый год, чтобы их не съела ржавчина. Сегодня внедрение еврокодов уже не так актуально – достаточно согласовать технические условия между производителем и потребителем оцинкованных  металлоконструкций.

– На что направлена программа модернизации завода, какие крупные инвестпроекты удалось реализовать за последнее время?

– Действующая технологическая схема на ЧЦЗ сегодня оптимальна, модернизация направлена на ее совершенствование. В 2011 решены вопросы оптимизации снабжения электроэнергией и водой. Построены дополнительные коммуникации водоснабжения, реконструирована ГПП-1 (главная понизительная подстанция) и переключающая эстакада 2,5 км на ГПП-2.

Таким образом, энергоснабжение теперь обеспечено по кольцевой схеме. Еще два года назад в результате падения напряжения на одной из подстанции часть цехов могла остановиться, парализовав весь техпроцесс. Сегодня мы можем перераспределять нагрузку с одной подстанции на другую. Проведена модернизация энергетического оборудования и подстанций внутри действующих цехов.

Дополнительных инвестиций потребовали объекты транспортной логистики. Все большую часть грузов мы перевозим автотранспортом, а не по железной дороге, тарифы которой непомерно выросли. В этой связи на заводе построена автомобильная весовая. Сегодня более половины готовой продукции, цинка и сплавов, а также частично клинкер, мы доставляем автотранспортом. Этот вид транспорта используются даже для доставки в Челябинск сырья, в частности, цинкового концентрата из Красноуральска и Орска.

Для перевозки концентрата из Казахстана вынуждены были купить собственные вагоны. На территории завода мы построили железнодорожный терминал – для ускорения работы в зимних условиях.

Завершена реконструкция кадмиевого производства, в результате мы существенно  увеличили объем производства этого металла.

 – Традиционно предприятие цветной металлургии – источник вредного воздействия на природу. Какие экологические природоохранные проекты реализуются на заводе?

– В 2011 на заводе построено дополнительное отделение фильтрации, которое помогло расшить узкое место техпроцесса. Фильтрация цинковых кеков увеличена вдвое. За последние два года в результате реконструкции достигнута сопряженность переделов обжигового и выщелачивательного, очистки растворов и электролиза.

После окончания строительства и подключения в технологический процесс контактного аппарата и  трех дополнительных электрофильтров системы очистки,   уровень выбросов в сернокислотном цехе доведен до нормативных значений,  не превышающих выхлоп автотранспорта. Уловленный фильтрами сернистый газ используется для производства товарной серной кислоты.

Произведена рекультивация  земель со строительством парков, газонов, посадкой цветов и деревьев на территориях, где стояли остовы неэксплуатируемых производственных зданий. Завод коренным образом изменил свой внешний вид.

– В какой стадии сегодня реализация проекта ЧЦЗ (совместно с Магнезитом) по утилизации цинксодержащих пылей металлургических комбинатов?

– При переплавке оцинкованного вторсырья в черной металлургии образуются цинксодержащие пыли (Zn 7-20%), ежегодно в отвалах комбинатов накапливается около 200 тыс. т этого вторсырья. Для изучения вопроса их утилизации, два года назад мы создали предприятие «Урал-рециклинг».

При переработке пылей получается цинковый возгон с повышенным содержанием цинка и железосодержащий продукт. Проект предполагал переработку пылей черной металлургии на вращающихся печах комбината «Магнезит». Технологически это вполне возможно – оставалось найти вариант, при котором это будет еще и безубыточно.

Но рост тарифов естественных монополий, в частности, железной дороги, не позволил приступить к реализации этого проекта. Пока комбинатам проще складировать эту пыль в отвалах. Мировая практика показывает, что переработка данного вида цинксодержащего вторсырья имеет экономический смысл при транспортировке на расстояние  не далее 400 км от места образования. Экономика при перевозке вторсырья в виде пылей, скажем, от Северстали до Челябинска, при действующих ж/д тарифах – убыточна. Имеет смысл перевозить не пыль с содержанием цинка 7%, а более богатый цинковый возгон, но для его получения требуется разделять цинк и железо на месте образования вторсырья.  Проект имеет перспективы – при условии использования простаивающих мощностей огнеупорных заводов, например, Ником-Огнеупора.

– Как вы оцениваете потенциал техногена как источника вторичного сырья? Каковы возможности по переработке и входные технические требования ЧЦЗ для вторичного цинксодержащего сырья?  

– Вторсырье для ЧЦЗ – это промышленные шлаки, пыли, окись цинка, изгарь, гарт-цинк, которые образуются при оцинковании и изготовлении изделий с использованием цинка. На вторичные ресурсы при производстве цинка на ЧЦЗ приходится 10-12%. Технологии переработки техногена известны, они основаны на процессах вельцевания и прокалки. В 2011 г. в Бразилии построен завод по переработке техногена, на запуск которого в качестве экспертов были  приглашали  наши специалисты. В вопросах разработки технологий переработки цинкового вторсырья наш завод сотрудничает с УрФУ и институтом Уралмеханобр.

В 2012 году мы приступили к проектированию шестой вельц-печи, которая в том числе будет нацелена и на переработку вторсырья. Будем наращивать выпуск цинка без увеличения потребления сульфидного сырья.

– Устойчивое экономическое положение завода во многом зависит от текущей конъюнктуры цен на LME, которая не раз становилась объектом атак биржевых спекулянтов, а в результате лихорадило весь рынок. Каким образом можно обезопасить завод от колебаний на LME, что для этого делается?

От колебаний на LME мы никак не уйдем просто потому, что на цены биржи завод повлиять не может. Наш завод производит 1,5% мирового объема цинка, это не так много. Наш высокотехнологичный передел – производство индия и кадмия.

Сегодня завод выпускает около 1000 тонн кадмия, 6 тонн индия в год, в перспективе выйдем на 10 т. Этот высокотехнологичный металл используется в солнечных батареях, микроэлектронике и поставляется, в основном, на экспорт. Но эти объемы также не делают погоды на мировом рынке. Сегодня из 160 тыс т нашего цинка около 100 тысяч – потребляет России, а 60 –экспортируется. С ростом потребления в России мы увеличим отгрузку внутри страны и уменьшим экспорт. На мировом рынке производителей и без нас хватает. Складские запасы ЛМЕ составляют около 1 млн т цинка.
 
– Как отразилось на экономике ЧЦЗ создание Таможенного Союза и предстоящее вступление в ВТО?

 – Создание Таможенного союза и единого экономического пространства трех государств – это большой плюс для ускорения товарооборота грузов между Белоруссией, Казахстаном и Россией. Если раньше грузы простаивали на границе до двух недель, то теперь достаточно электронного декларирования, чтобы грузы на границе вообще не задерживались.

По прогнозам, вступление России в ВТО будет болезненным для многих отраслей, в том числе для машиностроения, что может привести к снижению заказов и на цинковые сплавы.

– Какой социальной политики придерживается завод?

– Наш коллективный договор признан лучшим в Челябинской области. Прописанные в нем льготы и гарантии финансируется из прибыли. Свой заводской здравпункт и столовые мы оснастили  современной  техникой, создали комфортные условия  для работников. На реконструкцию детского оздоровительного лагеря «Лесная застава» под Челябинском будет направлено 45 млн рублей.

Наша средняя зарплата – самая высокая среди предприятий цветной металлургии Челябинской области, в 2012 году она выходит на уровень 31 тыс. руб.

По итогам 2011 года ЧЦЗ отмечен высшей общественной наградой города Челябинска, премией «Признание» – за значительный вклад в развитие социально-экономических отношений города и предприятия, а также премией губернатора Челябинской области  «Меняющие мир». Таким образом, за последнее время наша социальная политика удостоена высших наград региона.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта