В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №11 (октябрь 2008) / Верхняя Салда: уральский город с мировым значением
← оглавление номера

Металлургическая география:

Верхняя Салда: уральский город с мировым значением

  

Верхняя Салда - один из старейших городов Среднего Урала. Как большинство других уральских поселений, город возник и рос вокруг металлургического завода.

И сегодня металлургия определяет жизнь города, «цементирует» экономику Верхней Салды: развивается, стабильно увеличивая объемы производства, Верхнесалдинский металлургический завод - ООО «ВСМЗ»; во всем мире славится продукция градообразующего предприятия - ОАО «Корпорации ВСМПО-АВИСМА».

В этому году Верхняя Салда отмечает 230 лет.

Река, поросшая липами

У слова «салда» много толкований, ученые так и не пришли к единому мнению - это и липа, и река среди лип, и золото. Жителям самой Верхней Салды нравится больше версия, которая трактует этот топоним как «река, поросшая липами».

Возникновение города связано с развитием на Урале демидовских заводов. В 1759 г. императрица Елизавета отвела Демидову Салдинскую лесную дачу, где в 1760 г. возник Нижнесалдинский завод, а 6 декабря 1778 г. был получен первый чугун на Верхнесалдинском заводе. Этот день считается днем образования города.

История земли салдинской началась задолго до прихода на берега Салды демидовских мастеровых. И наглядным тому подтверждением является Кокшаровский курган - уникальный памятник культуры эпохи раннего неолита.

Всего на салдинской территории выявлено более 70 памятников древности. Среди них и такие примечательные, как писанцы - камни, скалы, береговые утесы с нанесенными на них первобытным человеком красочными знаками и рисунками.

Первая Верхняя Салда была деревянной, включая и административные здания. На плане будущего города нет четкого деления на районы. Но к началу XIX в., когда на завод прибыли переселенцы из Черниговской губернии, в Салде возник район, получивший в дальнейшем прозвание «Хохлы». К середине XIX в. заводской поселок имел уже три района: «Хохлы», «Салдинские улицы» и «Зарека», или «Миллион».

Постепенно Верхняя Салда благоустраивается: по проектам архитекторов А.З. Комарова и А.П. Чеботарева строятся большие и красивые каменные здания. Некоторые здания сохранились до наших дней и находятся на территории исторического центра города и ВСМЗ.

Гордость Верхней Салды - Верхнесалдинский пруд. Он возник в 1778 г. и изначально был призван решать задачу снабжения энергией заводского производства. До середины XIX в. главным источником энергии для приведения в действие заводских машин были вода и водяные колеса. Энергоемкость заводов росла год от года. Был создан комплекс гидротехнических сооружений для увеличения уровня воды в Верхнесалдинском пруду. Однако со временем водная энергетика изжила себя. Сначала паровая, а затем и электрическая энергия вытеснили из заводского производства водоналивные колеса. Пруд стал просто живописным городским водоемом, местом отдыха салдинцев.

Сегодня в Верхнесалдинском районе проживает 52,2 тыс. человек, из них экономически активного населения - 35,5 тыс. человек.

Основные отрасли промышленности: металлургическая, добывающая, пищевая. Основной вклад в развитие промышленности и социальной сферы округа вносят: Верхнесалдинский металлургический завод (ООО «ВСМЗ»), ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ОАО «Руслич», ОАО «Урал» (производство приборов из нержавеющей стали), ОАО «Верхнесалдинский хлебокомбинат» и др.

Завод, давший жизнь

В конце XVIII в., сразу же после основания, и в XIX в. Верхнесалдинский завод был одним из ведущих в Нижнетагильском горном округе. Здесь были сооружены доменная и молотовая фабрики, кузница, лесопильная мельница, заводская контора и дома для рабочих и служащих. Доменные печи завода могли выплавлять каждая в сутки до 450 пудов чугуна. Главной задачей было снабжение чугуном железоделательных производств Нижнесалдинского передельного завода.

Работа доменных печей пошла сразу же чрезвычайно успешно. Руда - высококачественный магнитный железняк с содержанием железа в 62-65% - привозилась из Нижнего Тагила, с Высокогорского рудника. Частично использовался бурый железняк местного Журавлевского рудника. В 80-90-х гг. XVIII в. завод стабильно выплавлял ежегодно до 200 тыс. пудов чугуна. Он стал изготовлять не только полосовое, но и сортовое железо.

Справка: Городской округ Верхняя Салда

Входит в состав Свердловской области и расположен на расстоянии 176 км от областного центра и 43 км от г. Нижний Тагил.

МО Верхнесалдинский район граничит на севере с Верхотурским районом, на западе - с Красноуральским, на востоке - с Алапаевским, на юге - с Пригородным районом Нижнего Тагила.

Район богат древесиной, леса занимают 70% его территории. Растут ель, сосна, береза, осина, рябина, пихта, самые различные кустарниковые растения и травы.

В целом растительность салдинских лесов и лугов насчитывает 160 видов.

В районе имеются озера: Шайтанское, Бренское, Басьяновское, Сусанское, Черное, Песчаное, Озерки Озерского болота. Большими водными запасами располагают пруды. Так, Верхнесалдинский, возникший в 1778 г., имеет около 12 млн куб. м воды.

Главная водная артерия МО Верхнесалдинский район - река Салда. Ее длина - 143 км, впадает в реку Тагил.

В недрах салдинской земли - залежи железной и медной руды, асбеста, каменного угля, есть драгоценные металлы: золото, серебро, платина. Богата территория также торфом, высококачественным песком, известняком, огнеупорной глиной. На реке Тагил и речке Слюдка залегает слюда. Вверх по реке Тагил, в 7 км от Тагильского кордона, имеются залежи черного мрамора, там же обнаружен «горный лен» - асбест, в окрестностях деревень Нелоба, Пряничниково обнаружены граниты.

В 1897-1902 гг. заводом управлял В.Е. Грум-Гржимайло. Под его непосредственным руководством здесь построены первые мартеновские печи, разработана технология производства динаса.

В годы экономического кризиса 1900-1903 гг. и последующей промышленной депрессии завод сохранил выплавку чугуна на прежнем уровне. Начала строиться и в 1903 г. пущена в ход вторая мартеновская печь емкостью в 20 т. Поскольку цены и спрос на кровельное железо были устойчиво высокими, началась перестройка прокатных устройств на выпуск листового кровельного железа. В прокатном цехе была построена новая листокатальная печь.

Новый промышленный подъем, начавшийся в 1909-1910 гг., и поступившие железнодорожные заказы позволили вернуться к выпуску средне- и мелкосортного железа, мелких рельсов и профилей. Прокатный цех был подвергнут коренной реконструкции: вместо среднесортового и универсального станов установлен стан «трио», приводившийся в действие двумя локомобилями общей мощностью в 1 000 л.с., перестроены нагревательные печи.

В годы Первой мировой войны выполнялись военные заказы по изготовлению колючей проволоки и снарядных заготовок. После Октябрьской революции декретом Совнаркома от 31 января 1918 г. завод был национализирован, им стал управлять заводской Деловой комитет. Во время пребывания в Верхней Салде белогвардейцев - с 22 сентября 1918 г. по 20 июля 1919 г. - завод бездействовал, был разграблен и частично разрушен.

Восстановление началось осенью 1919 г., проходило в условиях голода и хозяйственной разрухи. Были пущены малый мартен и мелкосортный прокатный стан, выпускались мелкий швеллер и заготовки, идущие на изготовление зубьев борон и топоров, круглое железо, мелкий уголок, рудничные рельсы, железнодорожные накладки, шинное железо, сутунка для листокатальных станов Нижнесалдинского завода. К началу 1923 г. завод имел две мартеновские печи садкой в 15 и 20 т, три сортовых прокатных стана, одну вагранку. Кроме двух основных цехов - мартеновского и прокатного, имелись вспомогательные цехи - чугунолитейный, ремонтно-механический, железнодорожный, электроцех.

В 1924-1925 гг. завод достиг довоенного (1913 г.) уровня производства. Однако к концу 1920-х гг. оборудование устарело, было сильно изношено, производственные процессы слабо механизированы, на всех производственных операциях - от разделки шихты и завалки мартеновских печей до погрузки готовой продукции - преобладал ручной труд. Однако завод продолжал вырабатывать сортовое железо, сталь, проволоку, медное литье.

Имена: Константин Павлович ПОЛЕНОВ

Благотворное влияние на развитие Верхнесалдинского и Нижнесалдинского заводов и поселков оказал незаурядный человек - Константин Павлович Поленов. За 38 лет управления он вывел заводы на одно из первых мест на Урале. Именно при Поленове производство железнодорожных рельсов достигло такого высокого качества, что даже после их многолетней эксплуатации изношенные салдинские рельсы продавались в лом для последующей переделки в листовое железо дороже, чем новые английские рельсы!

Поленов ввел закалку рельсов, что в то время считалось теоретически невозможным. При нем была построена первая в России бессемеровская фабрика. Больше того, он являлся автором широко известного так называемого «русского бессемерования» - оригинального метода получения стали. Константин Павлович был и великолепным изобретателем. Гостям он неизменно демонстрировал свою любимую игрушку «мелодром» - электромузыкальный инструмент по типу органа. Его электрическая лампочка, освещавшая заводскую контору, появилась раньше запатентованной «свечи Яблочкова».

В 1932 г. освоено производство качественной стали, и вскоре она составила значительную долю продукции.

В период Великой Отечественной войны завод переключился на военные заказы. Мартеновский цех перешел на выплавку специальной броневой стали. Из Наркомата черной металлургии предприятие было переведено в Наркомат цветной металлургии с заданием организовать прокатку меди и латуни, что и было осуществлено уже в начале 1942 г.

Не останавливая производства, строители сломали старое здание прокатного цеха, вырыли котлован, забетонировали фундаменты, возвели новое здание, установив оборудование. Завод производил профили, полосы, заготовки из меди и латуни для авиационной, танковой, артиллерийской, патронной и других отраслей оборонной промышленности.

В послевоенный период прокатное производство продолжало расширяться и совершенствоваться. Выпуск проката в 1950 г. достиг 123 тыс. т. В 1952 г. на станах «600» и «280» паровые двигатели заменены электрическими, в 1956 г. нагревательные печи подвергнуты реконструкции.

Однако сталеплавильное производство завода оставалось маломощным, устаревшим, рентабельность была низкой, что решило дальнейшую судьбу предприятия. В 1958 г. сталеплавильное производство было прекращено, мартеновские печи демонтированы, а сам завод включен в ПО «Салдинский металлургический завод» в качестве его «верхнего участка», то есть превращен в один из прокатных цехов.

В 1961 г. был построен и начал работать цех марганцовистого литья. И дело пошло успешно. Продукция салдинцев была востребована и шла на многие предприятия страны.

Но начались годы перестройки. В 1992 г. завод акционировали со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В 90-х гг. ХХ в. из-за снижения платежеспособного спроса упали объемы производства. Однако завод продолжал техническое переоснащение цехов. На стане «600» осваивают прокат новых видов швеллеров, вступает в строй участок вакуумно-пленочной формовки. В 1995 г. экспертным советом национального российского ежегодника «Синие страницы России» заводу присвоен статус «Лидер российской экономики». В 1996 г. Американская Академия бизнеса присуждает заводу приз «Золотой Меркурий».

В 2003 г. из «верхнего участка» предприятие превращается в «Салдинский металлопрокатный завод». В районе он перешел в разряд прибыльных.

1 января 2005 г. производство переведено с ООО «Верхнесалдинский металлопрокатный завод» на ООО «Верхнесалдинский металлургический завод». Предприятие вернуло себе историческое название.

В структуру завода входят: прокатный, железнодорожный, энергетический, ремонтно-строительный, механический, автотранспортный участки, заводоуправление.

Прокатный цех выпускает профили, которые пользуются спросом в вагоностроении, на железнодорожном транспорте, в производстве сельхозмашин, в строительстве. Металлопродукция завода отправляется потребителям Москвы и Санкт-Петербурга, на предприятия Свердловской обл. Выполняются заказы по экспортным сделкам (Иран, Украина, Корея).

Весной 2007 г. произошла смена управляющей компании ООО «ВСМЗ». Сегодня предприятие работает под управлением ООО «Научно-производственная фирма» «Уральская металлургическая компания». На предприятии трудятся около 600 человек.

«Титанические» усилия

История возникновения градообразующего предприятия - ВСМПО - такова: в конце 20-х гг. в Верхней Салде началось строительство уникального завода стальных мостов и конструкций. Завод работал до начала Великой Отечественной войны, затем был перебазирован в Челябинск. А на площадке «Стальмоста» начали размещать оборудование с эвакуированных военных заводов. Один из них - завод Наркомавиапрома ? 95. Первенец отечественной металлургии легких сплавов, он снабжал полуфабрикатами из алюминиевых и магниевых сплавов все самолетостроение страны. В Верхнюю Салду прибыли 1 197 вагонов демонтированного оборудования, приехали специалисты. Сюда же, на бывшую площадку завода «Стальмост», доставили оборудование с Кольчугинского завода ОМ, ленинградских заводов «Красный выборжец» и им. Ворошилова. Оно и стало основой для создания здесь завода ? 519 Наркомцветмета. Во время войны в Верхней Салде выпускали сотни наименований: лопасти самолетных винтов, заготовки для танковых радиаторных труб, штамповки моторных деталей.

Позднее завод был переименован в Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод (ВСМОЗ). В 70-е гг. его преобразовали в Верхнесалдинское металлообрабатывающее производственное объединение (ВСМПО).

В послевоенной истории предприятия одно из наиболее значительных событий - организация производства титановых сплавов в 1957 г.

В 1960-1970-е гг. завод наращивает производственный потенциал: строятся новые крупные цехи, оснащенные передовым оборудованием, совершенствуется инфраструктура. Символично, что в 1976 г. здесь был выплавлен крупнейший в мире титановый слиток весом 15 т и диаметром 1 200 мм. Плиты, прокатанные из крупногабаритных слитков, широко использовались в отечественном судостроении.

Ни один аэрокосмический проект в те годы не обходился без самого активного участия салдинского предприятия.

До настоящего времени ВСМПО - единственный в России производитель катаных прутков из титановых сплавов авиационного назначения и занимает в этом сегменте рынка одно из ведущих мест в мире.

В 1996 г. произошло еще одно знаменательное событие: на экспорт была поставлена первая крупная партия штамповок. В течение 1999-2001 гг. ВСМПО освоило производство и серийно поставило западным фирмам 69 наименований титановых штамповок, в том числе из суперсплавов, изготовляемых по российским, европейским и американским стандартам.

В 2003 г. была изготовлена самая крупная штамповка в мире: балка шасси аэробуса А-380 весом почти 3,5 т.

С 1998 г. ВСМПО образовало производственно-технологическую группу с единственным в России производителем губчатого титана - ОАО «АВИСМА» (ранее - Березниковский титано-магниевый комбинат). 24 января 2005 г. официально зарегистрировано объединение двух этих предприятий. Новый титановый гигант стал называться ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Сегодня это крупнейший в мире производитель полуфабрикатов из титановых сплавов аэрокосмического назначения, а также продукции из алюминиевых сплавов, легированных сталей и жаропрочных сплавов. Доля внутреннего рынка в общем объеме продаж титановой продукции ВСМПО составляет около 30%. Корпорация полностью обеспечивает потребности отечественных заказчиков в титане.

Имена: Владимир Ефимович ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО

Салде всегда везло на замечательных, талантливых людей. Здесь жил и работал выдающийся русский металлург, оригинальный мыслитель и практик, отдавший многие годы заводам Урала, - Владимир Ефимович Грум-Гржимайло.

В мае 1897 г. Грум, как называли его друзья и знакомые, после работы в Нижнем Тагиле и Нижней Салде, приехал в Верхнюю Салду в качестве управителя завода. Большая заслуга Владимира Ефимовича заключается в том, что кроме многочисленных усовершенствований и открытий, сделанных на салдинских заводах, он создал здесь великолепную школу мастеров. «У нас сложились отношения сильнее родственных», - говорил он впоследствии.

В честь 230-летия Верхней Салды летом 2008 г. группа салдинских альпинистов штурмовала Эльбрус. Вершина была взята. Сегодня на высоте 5 621 м над уровнем моря реет флаг города Верхней Салды. Как символ того, что главные вершины у «титановой столицы», маленького уральского города с мировым значением, - еще впереди.

При подготовке материала
использована информация сайта
v-salda.net и книги «Верхняя Салда
XXI век: послание столетий»
издательства «Пакрус», 2008 г.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта