В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №11 (ноябрь 2006) / «УРАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ - УРАЛ ПОЛЯРНЫЙ»: освоение русского Эльдорадо
← оглавление номера

Экономический анализ:

«УРАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ - УРАЛ ПОЛЯРНЫЙ»: освоение русского Эльдорадо

Андрей Малышев, специальный обозреватель 

Осенью информационные ленты России облетела весьма экстравагантная, казалось бы, новость: на Среднем Урале начнут строить дирижабли. За это возьмутся специалисты из Верхней Салды, где в конце 80-тых было создано специальное конструкторское бюро по проектированию этих летательных аппаратов. Возродить выпуск основательно подзабытых (и наверняка недешёвых в производстве!) воздушных судов хотят, в общем-то, ради единственной цели: освоения Полярного Урала. Дирижабли, которые не нуждаются во взлётно-посадочных площадках, будут доставлять необходимые грузы специалистам, работающим на освоении северных территорий. Это только один из штрихов, по которому можно судить о важности и масштабах новой программы «Урал промышленный - Урал полярный».

РОДОМ ИЗ СССР?

Если говорить строго, сама идея, заложенная в программу, не так уж нова. Говорят, проект освоения залежей полуострова Ямал витал в союзных министерствах еще в семидесятые годы. Двадцать лет назад начал создаваться становой хребет проекта. Транспортные строители общества "Ямалтрансстрой" протянули первые километры железнодорожной ветки Обская - Бованенково. Магистраль проходит по крайне сложному ландшафту. Под насыпью - высокоширотные, глубокие мерзлоты, грунты-плывуны. Строители одолели уже добрую часть пути, когда в государстве грянули реформы, и развитие проекта оказалось под вопросом.
Второе дыхание идея получила в прошлом году, и это ставят в заслугу прежде всего уральскому полпреду Петру Латышеву. В мае 2005 года на совещании Президента России с главами субъектов УрФО в Челябинске Латышев озвучил идею перед главой государства. «Мы предлагаем разработать проект транспортного коридора вдоль Восточного склона Урала с рабочим названием «Урал промышленный - Урал Полярный», необходимость создания которого очевидна», - заявил П. Латышев, ссылаясь на проведенные предварительные переговоры и консультации с главами субъектов УрФО, министрами российского правительства, а также со специалистами геологоразведочной службы. Ядром данного проекта должно стать строительство новой железнодорожной магистрали «Полуночное (Свердловская область) - Обская (Ханты-Мансийский автономный округ)» и автомагистрали Салехард - Урай - Тюмень. Это, по мнению П. Латышева, даст жизнь индустриальному комплексу Урала и обеспечит доступ к горнорудной базе и приход инвестиций.
Нетрудно догадаться, что после одобрения президентом страны проект получил поддержку на всех уровнях власти. В сентябре нынешнего года стало известно, что «Урал промышленный - Урал полярный» получит статус федерального проекта, а также партийное сопровождение «Единой России». Об этом заявил прилетавший на Урал спикер Госдумы и лидер единороссов Борис Грызлов. А курировать эту программу в правительстве будет специальная комиссия под руководством вице-премьера Александра Жукова.

ЭЛЬДОРАДО ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННИКОВ
Как отметил на совещании в Челябинске российский президент, Урал - безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. Сегодня в Челябинской, Свердловской и Курганской областях производится  порядка 40% стали и проката черных металлов и столько же рафинированной меди и алюминия, здесь выпускается около половины всех стальных труб.
Однако для сохранения и развития уральской промышленности необходимо сырьё. По оценке Петра Латышева, дефицит сырья для металлургических предприятий создаёт угрозу национальной безопасности страны. Только 35 % железной руды для нужд черной металлургии добывается на местных рудниках, остальное - свыше 20 млн.т ежегодно - завозится с транспортным плечом свыше 2000 км. Из-за истощения уральских месторождений, прекращения поставок медного кон­центрата из Казахстана и Монголии дефицит сырья испытывают и медники. Следствие этого - падение эффективности работы предприятий медного комплекса, в большинстве своем, градообразующих. Рентабельность отработки действующих уральских месторождений, где сегодня добывается около 150 тыс. т меди в руде, снижается, так как растет доля разработки глубоких и бедных горизонтов.
Кроме того, в России нет собственной марганцево-рудной базы. Поэтому в Уральский федеральный округ ввозится 630 тыс.т. марганцевого концентрата из сопредельных стран: Грузии, Украины, Казахстана. Потребность всей промышленности России оценивается в 4-5 млн.т товарной руды в год. Проблема есть и с хромовыми рудами. В недалеком прошлом, в СССР, 98 % этого сырья добывалось в Казахстане. Сегодня же, при годовом потреблении промышленных предприятий Уральского федерального округа 1,4 млн.т. в регион ввозится лишь 1,2 млн.т. Дефицит частично покрывается импортом из дальнего и ближнего зарубежья (Турция, Казахстан). Все эти проблемы практически полностью решаются в ходе реализации программы «Урал промышленный - Урал полярный».
Прогнозные ресурсы залежей угля на Приполярном и Полярном Урале оцениваются приблизительно в 21 миллиард тонн, нефти и конденсата - в 38 миллиардов тонн, природного газа - в 43 триллиона кубометров, железных руд - в 3,9 миллиарда тонн, бокситов - в 21,5 миллиона тонн, золота - в 1041 тонну, марганцевых руд - в 47 миллионов тонн, хромовых руд - в 240 миллионов тонн, меди и цинка - свыше 16 миллионов тонн. Этого должно хватить, по оценкам учёных, не менее чем на триста лет. Ещё нужно учесть, что все эти залежи доступны к разработке открытым способом, а значит, есть возможность получать сырьё по более низким ценам. И это только прямой эффект от воплощения проекта. Не менее важен и косвенный: создание соответствующей транспортной и социальной инфраструктуры, а также рабочих мест. Реализация мегапроекта позволит уже в 2010 году увеличить производство внутреннего валового продукта России на 38 процентов.

ЦЕНА ВОПРОСА

Как отметил на одном из последних совещаний Пётр Латышев, общие вложения в мегапроект составят 357 миллиардов рублей. Программа геологоразведочных работ, намеченных на ближайшие три года, оценивается в 11 миллиардов. Это средства из инвестиционного фонда России, от субъектов федерации, входящих в УрФО, а также частные инвестиции. Кстати, частные инвестиции, как полагают в полпредстве, должны составить до половины суммы, необходимой для реализации всего проекта. Правда, о деталях участия бизнеса в государственной программе чиновники пока говорят весьма осторожно, обычно формулируя это так: к проекту проявляют интерес... Так вот, на сегодняшний день известно, что интерес проявляют Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский электрометаллургический комбинат, Мечел, Уральская горно-металлургическая компания. А также РАО ЕЭС, Газпром, предприниматели Японии, Китая, Германии, Франции. Впрочем, учитывая, что проект получил самую мощную политическую поддержку (не говоря уже о бизнес-перспективах), вряд ли стоит беспокоиться о недостатке инвесторов и инвестиций.
Другой вопрос - кто будет «резать» этот громадный пирог, то бишь осваивать деньги? В конце августа в Екатеринбурге была зарегистрирована Управляющая компания ОАО «Корпорация Урал промышленый - Урал полярный», которая будет координировать ход всех работ по реализации мегапроекта. Ранее заявлялось о том, что её учредителями станут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская область и Фонд стратегических исследований Уральского федерального округа. Автономным округам будет принадлежать по 32,67% акций. Именно о таком раскладе ещё летом говорил, в частности, ямало-ненецкий губернатор Юрий Неелов. Однако, по некоторым данным, в итоге был реализован другой вариант: учредителями ОАО выступили два юридических лица - Департамент имущественных отношений Тюменской области и некоммерческая организация «Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО». Так или иначе, в конце сентября компания зарегистрировала в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) в УрФО выпуск своих акций на сумму 300 миллионов рублей. Стало быть, управляющая структура мегапроекта фактически создана. А это значит, что работы по его реализации вот-вот вступят в активную фазу.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта