В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №5 (май 2005) / Информационные технологии как стимул для развития сырьевой базы металлургии
← оглавление номера

Технологии менеджмента:

Информационные технологии как стимул для развития сырьевой базы металлургии

Мария Чурсина, обозреватель 

Комплексные информационные системы (КИС) стали необходимым инструментом управления предприятием металлургического сектора. Наибольшее распространение они получили у крупных металлургических комбинатов, отличающихся большими оборотами и технологической сложностью производства. На горнодобывающих предприятиях КИС используются реже, обычно здесь решается ряд локальных задач: бухгалтерский учет, складской учет и т.д. 

В связи с растущими объемами производства металлургических комбинатов и необходимостью увеличения добычи и качества сырья вопрос о внедрении КИС в горнодобывающей промышленности становится особенно актуальным. С помощью КИС можно значительно улучшить показатели деятельности, усовершенствовав все бизнес-процессы предприятия. Данную статью мы решили посвятить рассмотрению успешного опыта комплексной автоматизации одного из старейших горнодобывающих предприятий Свердловской области – Высокогорского горно-обогатительного комбинат (ВГОК), входящего в состав «Евраз-Холдинга», и выяснить преимущества и особенности внедрения КИС непосредственно у представителей предприятия. 

baxteev0505ВГОК является довольно крупным и территориально-распределенным предприятием. Комбинат имеет в своем составе четыре шахты, добывающие железосодержащее сырье, обогатительный цех, производящий железный концентрат, и аглоцех, выпускающий агломерат. Кроме того, есть дунитовое производство, включающее карьер, дробильную фабрику и узкоколейку для транспортировки продукции. Плюс еще целый ряд собственных транспортных и ремонтных предприятий. Управлять таким предприятием – дело не из легких.

В начале 90-х гг. металлургия переживала не лучшие времена, а сырьевики оказались «последними в очереди» за получением денег от реализации своей продукции. Неблагоприятная экономическая ситуация сказалась на ВГОКе серьезным спадом объемов производства. Руководство ВГОКа было вынуждено искать всевозможные способы для сокращения затрат предприятия и поддержания его конкурентоспособности. В это время и возникла потребность в КИС для повышения эффективности управления. Началось изучение и сравнение представленных на рынке информационных систем. В 1996 г. была выбрана система «Галактика», разработанная специалистами одноименной отечественной корпорации. 

Вот как комментирует выбор системы заместитель генерального директора по экономике ВГОКа Олег Бахтеев: «Мы взвешивали все в комплексе – и функционал программы, и стоимость лицензий, и затраты на внедрение и обслуживание. Учитывали и то, что наш технологический процесс не такой сложный, как на металлургическом комбинате, и то, что тот бизнес, в котором мы находимся, это средняя ниша. В результате мы приняли решение и не ошиблись – «Галактика» для нас явилась оптимальным вариантом».

Внедрение КИС было решено проводить самостоятельно, силами специалистов отдела АСУ предприятия. Прежде чем начать внедрение системы, специалистам отдела АСУ необходимо было навести порядок в документообороте предприятия, прописать бизнес-процессы, которые необходимо автоматизировать в первую очередь. Сделать это самостоятельно было сложно, а привлечь сторонних специалистов не позволяли финансовые средства, поэтому подготовительная работа и первые этапы внедрения на предприятии заняли достаточно много времени. Для того чтобы автоматизация прошла успешно, потребовалось оптимизировать структуру управления. Сделать это без непосредственного участия руководства комбината было невозможно. Специалисты отдела АСУ обратились за помощью к генеральному директору комбината Сергею Устюжанину и нашли у него полное понимание. 

В октябре 2001 г. руководством ВГОКа был издан приказ о создании на предприятии рабочей группы, нацеленной на внедрение «Галактики». В нее вошли не только специалисты отдела АСУ, но и специалисты отделов Управления комбината. Руководителем проекта по внедрению КИС назначен заместитель генерального директора по экономике Олег Бахтеев. Основной целью проекта стало внедрение системы «Галактика» по таким направлениям, как управление сбытом, учет расчетов с поставщиками и потребителями, управление снабжением, складской учет, учет ТМЦ (товарно-материальных ценностей) в производстве, управление персоналом, расчет заработной платы. Была закреплена персональная ответственность за успех внедрения за всеми руководителями подразделений, где планировалось внедрять «Галактику», четко определены обязанности каждого, установлены сроки выполнения работ и критерии оценки ожидаемых результатов. 

Как утверждает начальник отдела АСУ ВГОКа Андрей Алексеев, «благодаря этому приказу мы смогли внедрить в течение года все те свои наработки, которые прорабатывали до этого несколько лет. Получается, что подготовительный период у нас занял пару лет, а срок активной работы по внедрению составил около года». 

К концу 2002 г. система была уже успешно внедрена в бухгалтерии, юридическом отделе, отделе сбыта, отделе продаж услуг, отделе материального снабжения, отделе кадров.

Осенью 2002 г. на ВГОК пришел новый генеральный директор Михаил Крупин. В феврале 2003 г. он был ознакомлен с отчетом о результатах внедрения системы «Галактика». Это проходило не совсем обычно, так как отчитывались не «внедренцы», а руководители служб Управления ВГОКа, где внедрялась «Галактика». Они рассказали о том, как работали до внедрения и как стали работать теперь в «Галактике». 

Андрей Алексеев вспоминает: «Когда я слушал все эти выступления одно за другим, у меня возникло интересное чувство, что я сижу на конференции по продвижению какого-то нового суперпродукта. И их можно понять, настолько разительна картина и велика разница. Ведь до внедрения КИС, например, ввод счетов-фактур и платежных требований производился в трех независимых программах тремя разными людьми. Естественно, потом бухгалтерия и финансовый отдел никак не могли договориться – кто из них прав и чьи данные вернее. Теперь вводом занимается один специалист в одной программе, а пользуются – все».

Политика в отношении автоматизации предприятия нашла поддержку и у нового руководителя. И в 2003 г. был дан старт очередному этапу автоматизации. За этот год был значительно расширен круг задач, решаемых в охваченных системой отделах, и автоматизированы другие службы предприятия. 

В бухгалтерии на «автоматизированные рельсы» поставлен учет основных средств, учет выданных и полученных авансов, расчет заработной платы, а также автоматизирован учет фактических затрат для автоматического составления бухгалтерских проводок по оприходованию и списанию МЦ. Отработано формирование всех видов отчетов по Пенсионному фонду и Министерству налогов и сборов. В отделе сбыта автоматизирован учет покупного сырья и исполнения договоров на продажу. В финансовом отделе учет договоров уступки долга и взаимозачета предоплат. В отделе материально-технического снабжения с помощью КИС решены задачи учета доверенностей на получение МЦ и исполнения договоров на закупку, прогнозирование нормативных запасов. alekceev0505

В настоящее время на ВГОКе идет работа по созданию единого информационного пространства комбината. Чтобы такое территориально разбросанное предприятие работало, как единый организм, здесь строятся собственные магистральные каналы связи до промышленных площадок, развиваются локальные сети в подразделениях и связываются в единую корпоративную сеть. Сегодня к корпоративной сети предприятия уже подключены почти все удаленные цеха. 

Сегодня вся информация различных отделов ВГОКа поступает оперативно и в удобной форме непосредственно из КИС руководству предприятия, что помогает ему принимать эффективные управленческие решения. 

Олег Бахтеев рассказывает: «С помощью КИС я отслеживаю состояние складов, цены на сегодняшний день, сколько сырья мы израсходовали и по какой цене. Сырьем для нас является руда, а конечный продукт – агломерат – «хлеб» для доменной печи. Но если раньше Демидов добывал руду, содержащую 50% железа, и она сразу шла в дело, то сейчас таких богатых руд нет, и мы готовим агломерат: руда дважды обогащается, а потом спекается. Добавляем известняк, кокс, отходы с металлургических производств. В составе шихты порядка 20 компонент, и за всеми надо постоянно следить. Ведь это напрямую влияет на экономику. Интересует меня и информация по кадровому отделу – сколько людей принято, уволено. А также данные по контрагентам: сколько, чего и кому мы отгрузили – причем по состоянию на прошедший день, сколько электроэнергии, газа затрачено. По финансовому отделу меня интересует, прежде всего: сколько денег поступило на сегодняшний день, кому, сколько и за что заплатили вчера. Теперь все эти данные, которые необходимы для принятия решений по управлению комбинатом, я получаю непосредственно на своем рабочем месте - у меня своего рода «директорский стол» в «Галактике». Исполнители на местах ежедневно вводят информацию, она автоматически обрабатывается и поступает ко мне».

Отметим, что внедрение системы «Галактика» помогает не только оптимизировать работу всех отелов предприятия и руководства, но и улучшить отношения предприятия с его клиентами и партнерами. Как отмечает Андрей Алексеев, «мы поставляем на рынок нашу продукцию: агломерат, известняк, дунит, щебень, и внедрение «Галактики» существенно повысило оперативность и точность расчетов с покупателями и поставщиками. Еще очень важный момент – КИС помогла четко регламентировать всю работу с клиентами от регистрации проекта договора и выписке счетов вплоть до поступления оплаты и закрытия договора. Если учесть, что крупных постоянных клиентов несколько сотен, а разовых – несколько тысяч, то налаживание эффективного взаимодействия с ними и получение оперативной финансовой картины по каждому из них – достаточно важная задача, и теперь она тоже решена в системе».

Опираясь на удачный предыдущий опыт, ВГОК планирует продолжать дальнейшую автоматизацию в сторону производства, на рабочие места цеховых специалистов, а также полностью решить с помощью системы «Галактика» задачи расчета заработной платы и управления капитальными ремонтами. 

Свой настоящий и будущий успех внедрения КИС представители предприятия связывают с грамотной политикой руководства и профессионализмом сотрудников отдела АСУ.

Олег Бахтеев утверждает, что «достигнуть поставленных целей автоматизации предприятию удалось благодаря тому, что даже в трудные времена был сохранен костяк опытных специалистов в отделе информационных технологий. Плюс твердая позиция руководства комбината – доводить начатое дело до конца». 

Андрей Алексеев считает, что «одной из основных причин успеха внедрения КИС явилась поддержка со стороны руководства, которое отнеслось к этому с полной ответственностью и энтузиазмом: и помогало, и поощряло, и разрешало конфликтные ситуации».

karer0505Надеемся, что ВГОКу удастся реализовать все задуманное на будущее, предприятиям, испытывающим потребность в решении проблем с помощью КИС помогут советы, которые дали читателям журнала «Уральский рынок металлов» Олег Бахтеев и Андрей Алексеев.

Олег Бахтеев:

«Я убежден и часто говорю об этом на совещаниях, что внедрять многофункциональные информационные системы надо с молодым поколением. У людей существуют стереотипы, и человеческий фактор очень сильно тормозит темп внедрения. У себя сопротивление мы преодолевали административными мерами. Мы издавали приказы, меняли должностные инструкции. Сейчас у нас четко закреплено, какое подразделение утром, какое – вечером заносит всю оперативную информацию по прошедшему дню в систему. 

Еще хотел сказать о том, что мы с 1996 г. ни разу не привлекали внедренцев, это было обусловлено экономическими причинами. Ведь мы приняли решение внедрять «Галактику», когда задолжность по зарплате на комбинате составляла 11 месяцев. И, тем не менее, мы на это пошли. В результате сформировался костяк специалистов, которые получили ценный опыт работы с системой.

Но мой совет коллегам: если средства позволяют, конечно, лучше привлечь внедренцев. И всем тем, кто только приступает к процессу построения ИТ-системы, я бы пожелал иметь больше единомышленников в высшем звене управления для успеха в этом непростом, но очень нужном деле».

Андрей Алексеев:

«В процессе работы мы пришли к выводу, что очень важно документировать свою деятельность: составлять инструкции для пользователей, фиксировать на бумаге изменения, которые мы делаем в системе, не лениться составлять планы на разработку и внедрение. Конечно, это требует довольно много времени, зато существенно облегчает текущую работу и дисциплинирует. И еще – мы считаем, что для предприятий с не очень большим денежным оборотом внедрение западной ERP-системы становится неподъемной задачей. И убеждены, что «Галактика» для промышленных предприятий нашего масштаба является достаточно универсальным и в то же время оптимальным решением. Причем эти предприятия вполне могут самостоятельно внедрять у себя систему и строить управление на ее основе. У нас в стране больше сотни горно-обогатительных комбинатов, и мы готовы поделиться нашим опытом по внедрению «Галактики» с коллегами».

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта