В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №5 (май 2005) / НЕДРА КАК ОБЪЕКТ ПРАВ
← оглавление номера

Право:

НЕДРА КАК ОБЪЕКТ ПРАВ

Александр Суриков 

Недра как объект охраны окружающей среды являются объектом исследования экологического права. Вместе с тем недра – это объект гражданских прав, и в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ участки недр отнесены к недвижимым вещам. Поэтому на участки недр распространяются требования ст. 131 ГК РФ и нормы Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» о регистрации права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также иных вещных прав на указанные объекты.

Правовое регулирование охраны недр земли осуществляется в соответствии с Законом «О недрах», который содержит правовые и экономические основы комплексного, рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан России, а также прав пользователей недр. Но вопрос недропользования урегулирован в этом Законе недостаточно, нормы его к тому же не согласованы в полной мере с нормами других законов, в частности с нормами Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и др. 

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Такое определение недр дано в преамбуле Закона «О недрах». К недрам относится и поверхность земли, если она содержит запасы полезных ископаемых.

Платежи за недропользование – составная часть бюджета любого уровня. Поэтому вопрос государственной регистрации права на участки недр и пользования ими представляется важным, так как соблюдать интересы государства, эффективно использовать природные богатства, в том числе недра, зарегистрировать право собственности, в том числе право пользования, а также платить налоги за право пользования должны все пользователи без исключения. Именно с этой целью введена государственная регистрация прав. Однако до сих пор не принята на федеральном уровне инструкция о порядке государственной регистрации права на участки недр и пользования ими.

pravo30505Согласно пункту «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Аналогичная норма установлена в ст. 2 Закона «О недрах». Но разве такое возможно практически и теоретически в свете государственной регистрации права собственности на участки недр и права пользования? Если недра – это собственность государства в лице Российской Федерации, то каким образом будет зарегистрировано одновременно право государственной собственности федерации и право собственности субъекта? Из буквального текста статьи следует, что государственный фонд недр – это собственность государственная и в то же время собственность субъекта, что теоретически невозможно: невозможно одновременное владение, пользование и распоряжение одним и тем же фондом недр государством в лице Российской Федерации и ее субъектами, то есть двумя субъектами гражданского права. Такое может быть возможным, но в режиме общей собственности, когда собственником одного объекта являются два субъекта. Очевидно, поэтому пока не выдано ни одного свидетельства о праве собственности на недра, несмотря на то, что часть первая Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает государственную регистрацию прав на участки недр, принята в 1995 г. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» тоже регламентирует данный вопрос. Но получается, что нормы о регистрации прав на участки недр, как говорится, не работают.

Недра не являются земельными участками, по определению – это часть земной коры, расположенная в определенной ее части. К недрам законодатель относит также поверхность земли, если она содержит запасы полезных ископаемых. Но, как видно из упомянутого закона, к федеральным природным ресурсам может быть отнесено только месторождение, имеющее общегосударственное значение. Но кто и по каким параметрам определяет общегосударственную значимость? Вопрос больше практический, нежели правовой, и решение его носит субъективный характер. Если отнести недра к иным природным объектам, то и здесь четкость отсутствует.

Выходом из создавшегося положения видится в цивилизованном разделе недр между Россией и каждым ее регионом. Именно такова практика многих современных федеративных государств, которой следовала в 20-х гг. и РСФСР.

К сожалению, анализ практики с подробным описанием отсутствует. Мотивация вывода о разделе недр такова, что Россия – федеративное государство. Придание государственного статуса ее регионам означает, что заинтересованные стороны (как Россия, так и каждый отдельный регион) могут и должны пользоваться имущественными правами в отношении недр. Это нельзя оспорить, но каковы пределы пользования имущественными правами, ведь право пользования – только одна из составляющих права собственности. Может ли быть в данном вопросе что-то вроде совместной собственности на недра федерации и каждого ее субъекта? Следует отметить, что само использование понятия «совместная собственность» в данной ситуации не совсем правильно. Может быть, данный вывод сделан вследствие того, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов? Действительно, статья 72 Конституции РФ утверждает совместное ведение вопросов владения, пользования и распоряжения недрами и разграничение государственной собственности Российской Федерации и ее субъектов. Однако совместное ведение не означает право совместной собственности.

Совместная собственность – разновидность общей собственности, в которой доли каждого собственника не определены. Совместная собственность возникает только в силу закона: между супругами на имущество, приобретенное в браке, и между членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно ст. 254 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников.

Согласно ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Государственная собственность в настоящее время существует в двух видах: федеральная и собственность субъектов. Эта точка зрения поддержана всеми юристами, исходя из формулировки ч. 1 и 2 ст. 214 ГК РФ. 

Если вновь обратиться к понятию «совместное ведение вопросов», то надо отметить, что легальное, то есть законное, определение данного понятия отсутствует.

Перечень вопросов совместного ведения, указанный в ст. 72 Конституции РФ, исчерпывающий. Порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения регулируется Федеральным законом от 24 июня 1999 г. ? 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Отдельные участки недр могут получить статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в соответствии со ст. 2.1 Закона РФ «О недрах». Порядок отнесения недр к объектам федерального значения, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами. Однако статьей 8 Конституции РФ провозглашена частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В Конституции РФ отсутствует такое понятие, как федеральная собственность, несмотря на широкое его применение в нормативно-правовых актах и публикациях. Если обратиться к нормативно-правовым актам, то можно заметить следующее. Например, в Федеральном законе «О мелиорации земель» законодатель в ст. 11 о праве государственной собственности на мелиоративные системы указал, что государственные мелиоративные системы: могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (далее – федеральная собственность), но могут быть и собственностью субъектов. Примерно так же сформулированы другие нормы, где речь идет о государственной собственности: федеральная собственность и собственность субъекта. Субъектом собственности в первом случае является государство в лице Российской Федерации, во втором - субъект государства. Именно поэтому собственность субъекта тоже именуется государственной. Но является ли она действительно государственной?

Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и обладает уникальными специфическими особенностями. Федерация представляет собой сложное образование, и составляющие федеративное государство образования являются субъектами федерации. Образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, так как они не обладают суверенитетом в той мере, чтобы государственная власть этих субъектов была независима как в сфере внутренних отношений, так и внешних. Круг объектов федеральной собственности неограничен. В федеральной собственности может находиться любое имущество. Государство может быть собственником любого имущества. Состав объектов собственности субъектов Российской Федерации несколько уже. В этот состав не могут входить объекты федеральной собственности. Следовательно, государственная собственность субъекта ограничена, что не согласуется с самим понятием «государство» и «государственная собственность». 

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящиеся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права. Поэтому следует законодательно определить, что государственная собственность – это федеральная собственность, а собственность субъектов – публичная собственность территориального государственного образования федерации. Вместе с тем, чтобы государство в лице федерации могло в полной мере осуществлять права собственника, необходимо четко разграничить полномочия по управлению федеральной собственностью на природные ресурсы между федеральными и региональными органами власти. pravo20505

Теоретическому понятию «объект федерального значения» пока также не уделено должного внимания. В методических рекомендациях о порядке государственной регистрации права на участки недр и пользования ими на территории Московской области используются следующие понятия: недра, участки недр, пользователь недр, лицензия на пользование недрами, а такие понятия, как «федеральная собственность» и «объект федерального значения», отсутствуют. 

Анализируя комментарии гражданского законодательства, данные разными авторами, можно встретить такие понятия, как объект федеральной собственности и объект собственности субъектов. Не вызывает сомнения, что недра как объект федеральной собственности имеют федеральное значение. Но как участки недр, являющиеся государственной (федеральной) собственностью, могут иметь статус участков недр регионального и местного значения, не совсем понятно. Представляется, что такие вольные формулировки недопустимы.

Подводя итог, можно указать следующее.

Правовое регулирование недропользования является недостаточно четким и согласованным с другими нормативными актами. Действующие нормативные акты приняты во исполнение утративших силу. Поэтому следует провести анализ действующих правовых норм и привести их в соответствие с жизненными реалиями и другими правовыми нормами о собственности.

Правовые понятия в сфере регулирования режима государственной собственности, в том числе недр, противоречивы и требуют изучения. Необходима научная разработка таких определений, как объект федеральной собственности и объект собственности субъекта. Недопустимо использование в ведомственных инструктивных указаниях определений, которые отсутствуют в действующем федеральном законодательстве.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта