В начало Написать нам Карта сайта | RSS
Уральский рынок металлов


Предлагаем Вам разместить информацию в бегущую строку - 1000 рублей в месяц - за каждые 10 слов | Ежедневно посетители сайта смогут видеть информацию о Вашем предприятии. | Минимальные затраты - максимальный результат!!!
Новости Журнал О компании Статьи Аналитика Тендеры Рекламодателям Подписчикам Форумы Бизнес-навигатор Карта сайта Мероприятия Вопросы-ответы
В начало // Журнал / Все номера / УРМ №7 (июль 2004) / Стандартизация и сертификация в условиях ВТО
← оглавление номера

Сертификация:

Стандартизация и сертификация в условиях ВТО

В.В. Толмачев, исполнительный директор Органа по сертификации 

История учит, что современники не сразу замечают значимость происходящих изменений в экономике для будущего страны. Одним из подтверждающих примеров является проблема вступления России в ВТО, которая встала на повестку дня в начале XXI в. По масштабам ожидаемых изменений данная процедура вполне сопоставима с такими преобразованиями первой половины 90х гг. прошлого века, как либерализация цен и приватизация. В этой связи с вступлением России в ВТО связаны не только большие надежды, но и очень большие риски.
Трансформация экономической системы при вступлении России в ВТО предполагает решение фундаментальных вопросов, связанных с взаимодействием хозяйствующих субъектов, при резко возросшем количестве игроков на этом поле. В числе этих вопросов не только согласование и установление новых правил поведения, но и урегулирование спорных вопросов. Задача российских производителей состоит в том, чтобы в течение переходного периода за три пять лет научиться играть по правилам ВТО «на своем поле» и, главное, научиться выигрывать. 
Взаимодействие между производителями и потребителями при производстве, распределении, обмене и потреблении, в том числе и металлопродукции, сопряжено с решением множества вопросов, в числе которых – согласование цены продаваемого товара и, конечно же, подтверждение его качественных характеристик. В этой связи следует отметить четыре важных обстоятельства, влияющих на конкурентоспособность товара на рынке.
Во-первых
, любой товар содержит набор свойств, которые в той или иной мере соответствуют предпочтениям потенциальных потребителей. Комбинация данных свойств влияет на ценность данного товара для потребителя и, соответственно, на готовность его платить за его приобретение.

0704_01


Во-вторых
, множество свойств товаров не являются известными потребителям, хотя большинство наиболее значимых свойств, определяемых, например, технологией изготовления, могут быть известны производителю. Данное обстоятельство известно как проблема ассиметричного распределения информации.
В-третьих
, для увеличения своей прибыли недобросовестный производитель может воспользоваться преимуществом в знании свойств товара и начать производить продукцию с худшими характеристиками, чем при запуске производства, не информируя потребителя.
В-четвертых
, потребитель, не имея достоверной информации о качестве товара, будет либо отказываться от приобретения тех или иных товаров, либо предлагать за них более низкую цену, чем это необходимо для производства и поставки на рынок более качественной продукции.
Таким образом, перечисленные обстоятельства не только создадут российским производителям препятствия для функционирования и расширения внутреннего рынка высококачественных товаров, но и дадут на первоначальном этапе иностранным производителям ряд козырей в конкурентной борьбе, связанных с позитивным имиджем в России товаров, произведенных в дальнем зарубежье.
Для противодействия этому процессу и получения конкурентных преимуществ в рамках разрешенных ВТО механизмов рыночного регулирования, защиты внутреннего рынка и одновременно рекламы собственной продукции российскими металлургическими предприятиями могут быть использованы несколько стратегий:
- разработка и принятие технических регламентов на продукцию, вытесняющих с рынка часть конкурентов;

– разработка и принятие национальных стандартов на
продукцию с лучшими потребительскими характеристиками, новейшими методами испытаний;
– использование систем добровольной сертификации,
формирующих позитивное общественное мнение и рекламирующих высококачественную продукцию;
– овладение политикоправовыми механизмами ВТО.

Рассмотрим более подробно каждую из этих стратегий.

1. Техническое регулирование.

Одним из основных факторов, определяющих состояние и характеристики конкуренции на товарном рынке, являются барьеры входа. В принципе, российское законодательство о техническом регулировании может быть использовано для создания неравных условий конкуренции для различных групп бизнеса. Особенно эта опасность реальна в секторах, в которых возможны альтернативные решения задач потребителя, например, использование пластиковых или металлических труб в системах водо и газоснабжения.
Говоря о том, что металлургические предприятия должны финансировать разработку проектов технических регламентов/национальных стандартов, следует задать вопрос, а каковы, собственно, стимулы бизнеса вкладывать ресурсы в такую разработку. Есть общий ответ на этот вопрос: если, например, производители металлических труб не будут заниматься разработкой технических регламентов, за них это сделают другие – например, компании, связанные с пластиковыми трубами – и, соответственно, есть риск, что технические регламенты не будут отвечать интересам уральских трубных заводов. Возможность «отсечь» конкурентов должна явиться достаточно эффективным стимулом для коллективных действий, так как реально позволяет окупить издержки производителей, связанные с разработкой такого вида регламентов.

10704

2. Национальная стандартизация.

Национальная стандартизация является эффективной настолько, насколько в национальных стандартах отражены те передовые требования, которые может достигнуть современная технология, и современные методы подтверждения качества продукции, которые недоступны конкурентам. При этом национальные стандарты должны удовлетворять всем обязательным требованиям к товарам, размещаемым на рынке. В этом случае национальную стандартизацию можно считать эффективным инструментом, способным служить альтернативой обязательному регулированию.
Поэтому другим заслуживающим внимания направлением вложения средств предприятиями металлургического комплекса следует признать финансирование разработки на базе международных стандартов технических условий/национальных стандартов включающих актуальные требования к продукции и современные методы испытаний.

3. Добровольная сертификация продукции и/или системы качества предприятия.

Одним из приемов, мало используемым в настоящее время предприятиями, является добровольная сертификация продукции. Его неизвестность для предприятий базируется, с одной стороны, на незнании специалистами по маркетингу принципов сертификации, а с другой стороны, на том, что наши вузы первых специалистов по сертификации подготовили только в прошлом году. Суть использования сертификации состоит в том, чтобы сформировать у потребителей твердое убеждение, что продукция, не прошедшая добровольную сертификацию, не вызывает доверия и не должна обращаться на рынке.
Другая причина нераспространенности добровольной сертификации состоит в следующем: чтобы применять это оружие в конкурентной борьбе, предприятие производитель должно простроить и суметь при необходимости продемонстрировать систему доказательств качества продукции.
При этом следует различать систему менеджмента качества ИСО 9000 с системой доказательств качества продукции.
Финансирование информационнопросветительских программ, основанных на добровольной сертификации продукции, положительно повлияет на узнаваемость конкретного производителя, а следовательно, и конкурентоспособность его продукции на рынке. Данная цель достигается путем создания у потребителей металлопродукции возможности принимать решения на основе их информированности о свойствах продукции (сертификат соответствия). Основные преимущества такого подхода заключаются в том, что он позволяет потенциальным потребителям осуществлять выбор на основе достоверной информации, а также формирует позитивное отношение к производителю продукции.

4. Овладение политико-правовыми механизмами ВТО.

Овладение политикоправовыми механизмами ВТО потребует от металлургических предприятий проведения подготовительных мероприятий с привлечением экспертов специализированных фирм, таких как, например, НП «Уральское качество». Среди мероприятий можно назвать следующие: на предприятии необходимо создать структуру, которая координировала бы деятельность всех его подразделений по подготовке к работе в системе ВТО; потребуется проведение определенной аналитической работы для подготовки к работе в системе ВТО по следующим вопросам:
– ознакомление сотрудников высшего и среднего звена
с документами и правилами ВТО;
– проведение маркетинговых исследований состояния
макросреды, внешнего и внутреннего рынков выпускаемой продукции, оценка ее конкурентоспособности исходя из требований и правил ВТО. Итогом исследования макросреды станет оценка возможностей, которые благоприятствуют хозяйственному развитию предприятия и тех опасностей, которые могут возникнуть при негативном стечении обстоятельств при работе в системе ВТО;
– оценка степени необходимой модернизации производств, технологий и объемов, связанных с нею капитальных затрат;
результаты проведенного анализа должны лечь в основу экономической и юридической концепции функционирования предприятия в условиях, которые сложатся после вступления в ВТО.
 Концепция должна давать ответы на ряд
вопросов, в частности:
– о выборе конкурентоспособной специализации и позиционировании на новом конкурентном рынке при экспорте
и продажах внутри страны;
– о необходимости корректировки стратегии развития и
бизнеспланов предприятия;
– о планах по обновлению основных фондов и привлечению инвестиций;
– о совершенствовании системы управления;
– о взаимоотношениях производителей товаров и услуг
с банками, инвестиционными, страховыми и иными компаниями;
– об использовании позитивного опыта работы зарубежных компаний.
Реализация разработанной концепции потребует обновления основных фондов, создания на предприятиях конъюнктурных подразделений и юридических служб, владеющих вопросами ВТО, выбора конкурентоспособной специализации при экспорте и продажах на отечественном рынке. Не исключено, что при этом понадобится реорганизация отдельных предприятий на базе опыта зарубежных транснациональных корпораций.
Союз металлургов совместно с НП «Уральское качество» на основании проведенных в 20022003 гг. исследований и оценки состояния качества и конкурентоспособности продукции предприятий металлургического комплекса разработали типовую программу подготовки металлургического предприятия к работе в переходный период вступления России в ВТО. С программой заинтересованные предприятия могут ознакомиться, обратившись в Союз металлургов.
Только целенаправленная деятельность в ближайшие дватри года каждого из металлургических предприятий производителей по разработке мер для минимизации возможных негативных последствий присоединения к ВТО позволит сохранить потребителей металлопродукции на внутреннем рынке и воспользоваться преимуществами от членства России в ВТО на внешнем рынке.

Журнал

   
Ваше имя:  
Пароль:     
  запомнить меня
  Регистрация  Забыли пароль?

Бизнес-навигатор

   Меткомплекс
   Наука и образование
   Органы власти
   Отраслевые союзы
   Смежные отрасли


Атомстрой комплекс
ЛитМаш
ЗаводЭкоТехнологий
 
Отраслевая наука 


 
        ООО «УралИнфо»
   Телефон/факс: (343) 350 71 71
   г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, офис 601        
            urm@urm.ru
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«РЎСѓРјРјР° технологий» «Сумма технологий»
продвижение сайта